Местные власти приостановили работу «Леруа Мерлен» в Новоусманском районе, и компании грозит крупный штраф за торговлю товарами «не первой необходимости». Интересно, что во время локдауна прошлого года «Леруа» благополучно работал, к раздражению малых предпринимателей: почему их рынки с одеждой закрывают, а гипермаркет с цементом – нет? Что, цемент более необходимый нынче предмет, чем штаны?
И ЦЕЛОГО МРОТА МАЛО
Невозможно избавиться от ощущения, что центр конкуренции в малом бизнесе сегодня переместился в сферу распределения мер поддержки. И чиновники, которые держат в руках рычаги системы распределения, понимают меру своей ответственности. Денег в бюджете больше не стало, умудренные опытом предприниматели дружно выступают за свои права. Как найти разумный баланс между интересами бизнеса и государства?
Ничего нового федералы пока не придумали. Использовали наиболее востребованные меры поддержки: субсидии для персонала из расчета один МРОТ (12 792 руб.) на одного сотрудника. Правда, выплачиваются деньги единовременно, а не ежемесячно. Видимо, мы по-прежнему убеждены, что ограничительные меры больше месяца не продлятся.
Чуть ранее – еще до принятия правительственного распоряжения – Сбер объявил о приеме заявок от бизнеса на кредитование субъектов МСП и социально ориентированных НКО по ставке 3% с освобождением от уплаты кредита и процентов по нему в течение первых шести месяцев.
Здесь тоже свое но. В весенний локдаун 2020-го предприниматели отказывались даже от кредита под ноль процентов – потому что в условиях полной неопределенности не были уверены, что смогут расплатиться даже по суперльготному займу.
И ПРЯНИКОВ, КСТАТИ, ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ
На Юго-Западном рынке мой знакомый купил спортивный костюм – фальшивый «Адидас», в традициях рыночного ширпотреба лучших времен.
– Но как же, – говорю, – рынки ведь закрыты.
– Из-под полы, – просто объяснил знакомый.
В ход пошел и испытанный прошлогодний трюк, когда ассортимент товаров «не первой необходимости» предприниматели разбавляли парой-тройкой дополнительных позиций – санитайзеры, маски, годились даже лампочки – и формально их уже не могли прикрыть.
Каждый выживает как может, но все чаще деловой люд полагается на помощь государства. Предпринимательская общественность завалила чиновников предложениями: открыть фитнес-индустрию, заморозить коммунальные тарифы, стандартизировать региональные требования к компаниям в плане соблюдения тех или иных ограничений, отсрочить налоги, соцвзносы, расширить списки ОКВЭДов, которые открывают доступ к ручейкам госпомощи и т. п.
ОКВЭДы – коды экономической деятельности – расстроили многих предпринимателей. Они разделяются на классы, подклассы, группы; подгруппы, виды. Когда-то предприниматель заявил себя как продавец одежды, потом переключился на аксессуары, и ему и в голову не пришло заявить о смене ОКВЭДа – ведь это же почти одно и то же. Но неожиданно настал момент, когда оказалось, что хлопок и кожа – не одно и то же. Кризис – великий учитель.
И эта тема была недавно актуализирована и оживлена флешмобом в Instagram с хештегом #перваянеобходимость, который запустила владелица магазина корейской косметики Анастасия Полянская. СМИ обошло фото, на котором Настя держит плакатик «Корейская косметика – первая необходимость». И тут же коллеги подхватили: «Маникюр – первая необходимость», «Брови – первая необходимость» и т. п.
В прошлый локдаун тон во флешмобинге задавали мужчины-рестораторы, которые раздевались догола, но в достаточной мере прикрывались плакатами на тему «Мы хотим есть». Сюжет вышел на федеральный уровень.
ДАЛЕКО НЕ УЕДЕШЬ
Протестную активность нынешней осенью проявляют и транспортники. Их проблемы, по большому счету, вторичны: сократился в связи с локдауном пассажиропоток – упали доходы. Всего примерно на четверть, тогда как у рестораторов – падение в 2-3 раза. Но это падение даже не позволяет в полном объеме покрывать затраты на топливо, утверждает глава компании «Автолайн» Дмитрий Крутских.
Сумма объявленных убытков – 100 млн руб. Но экономика транспортных перевозок всегда была непрозрачна, и никакой аудит, никакие проверки полностью высветлить эту сферу так и не смогли. За последние лет 30 ни один тариф на проезд нельзя с уверенностью назвать экономически обоснованным. О себестоимости проезда в 50 руб. мы слышим лет пять, но никто за это время не разорился и из бизнеса не ушел.
Не в первый раз подвергается испытанию на прочность платный паркинг – правда, остановлен не сам бизнес, а оплата услуг.
Тревожный звоночек прозвенел и для наших строителей. Строительные организации признаются непрерывно действующими, «если приостановка их деятельности создает угрозу безопасности, здоровью и жизни людей». То есть практически все – вне перечня «неостанавливаемых» предприятий. Но официального распоряжения пока нет.
– В прошлом году региональные власти проявили достойное чувство меры и стройплощадки приостановили всего на неделю – фактически лишь для того, чтобы сделать необходимые запасы средств защиты и дезинфекции, – сказал глава регионального Союза строителей Владимир Астанин. – Да и сама работа на открытой площадке не предполагает опасной скученности людей. А большинство офисных работников ушли на дистанционку. И многие остались работать удаленно.
КАК СТАТЬ СИЛЬНЕЕ
Воронежская «Опора» взялась по-серьезному обобщить «хотелки» и предложения предпринимателей и направила на имя губернатора Александра Гусева письмо. Первым пунктом, разумеется, в нем значилось «Долой ОКВЭДы!», дословно: «Предусмотреть поддержку для всех отраслей экономического сектора, а не только для тех, которые признаны пострадавшими».
Далее – более частные просьбы: арендные каникулы (интересно, какова будет арендная плата за период локдауна?), налоги, плата за размещение НТО и т. п. А последний пункт письма – особенный: «Принять меры для формирования позитивного информационного поля в регионе: на правительственных ресурсах давать больше положительной статистики, соблюдать спокойную риторику без устрашения, …рекомендовать СМИ и блогерам в социальных сетях приводить примеры положительных практик».
И это совершенно справедливая рекомендация – на фоне растущей нервозности в обществе.
То, что нас не убивает, делает сильнее – подобные выражения приходится слышать от предпринимателей в ходе каждого кризиса.
Герберт Ромберг, основатель компании «Международный транспортный сервис», год назад рассказал «Горкому36», что в связи с падением автомобильного трафика его предприятие начало было испытывать трудности, но тут же открылись новые возможности: услуги по дезинфекции транспорта. Пришлось даже набирать дополнительный штат – число рабочих мест выросло на 10%.
Герберт – один из первых пяти малых предпринимателей, кто воспользовался услугами областного залогового фонда. В «доковидные» времена фонд давал гарантии исключительно на кредитование крупного бизнеса.
– Я подал заявки сразу в несколько банков, там очень удивились: а что, так можно было?
Наверное, и сейчас появляются возможности, о которых широкая предпринимательская общественность пока не знает.