Хаос и травмы
Еще несколько лет назад электросамокат воспринимали исключительно как развлечение, теперь он – полноценный участник дорожного движения. Но дорожная ситуация вместе с тем превратилась, можно сказать, в неконтролируемый хаос: под колесами средств индивидуальной мобильности то и дело оказываются пешеходы, а в полиции регистрируют ДТП с участием электросамокатчиков.
Воронеж не исключение. В начале мая, как сообщали очевидцы в местных пабликах, под колесами несовершеннолетнего самокатчика оказалась пожилая женщина. ДТП произошло на улице Артамонова. По словам местных жителей, юный водитель даже не остановился, чтобы помочь бабушке подняться. А вот другие пешеходы не прошли мимо – оказали первую помощь. Прохожие написали, что женщина «кричала от боли», у нее оказалась сломана рука.
Чуть ранее несколькими случаями с самокатчиками даже заинтересовался следственный комитет России. Его председатель Александр Бастрыкин велел возбудить уголовные дела после наезда самокатчиков на детей в Воронеже. В одном случае неизвестный сбил 5-летнего ребенка на спортивной площадке у детского сада №188 на бульваре Победы, во втором – пострадала 16-летняя девушка, которая шла по тротуару рядом со стадионом «Динамо».
Ответственность сторон
Как пояснили в пресс-службе городской администрации, с 1 марта 2023 года средства индивидуальной мобильности действительно приравниваются к участникам дорожного движения. Впрочем, несмотря на наличие нормативно-правовой базы, те, кто ими управляет, продолжают нарушать правила и игнорировать дорожные знаки. Вместе с тем и пешеходы не всегда переходят дорогу в положенном месте, что также влияет на рост происшествий.
– Так как электросамокаты отнесены к средствам индивидуальной мобильности, на них распространяется ряд требований. Действует ограничение по скорости – не более 25 км/ч, его движение регулируется дорожными знаками, передвигаться электросамокат может как по правому краю проезжей части, так и по тротуарам и велосипедным дорожкам, однако приоритет в зависимости от выбора места передвижения – свой, – поясняет юрист Артур Титов.
Так, например, при совместном передвижении пешеходы получают приоритет, а вот на велодорожках закон требует уступать дорогу велосипедистам и тем, кто использует СИМ.
– Нередко средство индивидуальной мобильности провоцирует ДТП: это наезд на пешехода или столкновение с автомобилем. В таких ситуациях может наступить гражданско-правовая ответственность, виновнику происшествия назначат штраф. Пострадавшие могут потребовать компенсацию морального и материального вреда, но иных санкций не будет, – пояснил Артур Титов.
Профилактика без штрафов
Пока не на все вопросы, связанные с тем, как урегулировать передвижение электросамокатов, можно дать однозначные ответы. Сотрудники ГИБДД, устраивая рейды, напоминают пользователям о необходимости соблюдения ПДД, культуры вождения, техники безопасности, скоростного режима. С нарушителями проводят разъяснительные беседы. В частности, как рассказал руководитель управления транспорта Максим Захаров, в них горожанам напоминают, что действует запрет на управление таким транспортом вдвоем, а в прокат его можно взять только с 18 лет.
Как прокомментировали в пресс-службе мэрии, муниципалитет совместно с правительством региона, ГИБДД и операторами кикшеринга ведет проработку вопроса по определению зон запрета использования электросамокатов и зон ограничения их максимальной скорости. Также в администрации намерены определить места парковки СИМ, которые позже нанесут на интерактивную карту, они будут видны в приложениях операторов кикшеринга. А вот ситуация с поиском тех, кто скрылся с места ДТП, решена с помощью технологий – к каждому самокату привязывается банковская карта, поэтому теперь легко определить того, кто находился за рулем транспорта в часы аварии.
Но чтобы было легче установить личность того, кто совершил наезд, юристы советуют сфотографировать место ДТП, взять контактные данные свидетелей и вызвать ГИБДД. После чего требуется подписать протокол и обратиться в медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы. В перспективе средства индивидуальной мобильности, вполне возможно, будут ставить на регистрационный учет, как автомобили, и начнут устанавливать на них регистрационные знаки.