2024-04-18

Как воронежским педагогам совместить участие в конкурсах с качественным преподаванием своего предмета

Как воронежским педагогам совместить участие в конкурсах с качественным преподаванием своего предмета
Десятки конкурсов, гранты для педагогов, запуск шоу «Классная тема» на канале «Россия 1» – возможностей для развития педагогам предлагается много. Но все это – на фоне уроков, бумажной волокиты, нередко при двойных нагрузках. Помогают ли конкурсы поднять престиж профессии? «Горком36» собрал мнения педагогов.

Десятки конкурсов, гранты для педагогов, запуск шоу «Классная тема» на канале «Россия 1» – возможностей для развития педагогам предлагается много. Но все это – на фоне уроков, бумажной волокиты, нередко при двойных нагрузках. Помогают ли конкурсы поднять престиж профессии? «Горком» собрал мнения педагогов.

«Организм не обманешь»

Михаил Уразов, директор частной школы «Академия», учитель математики и информатики, победитель конкурса «Классный руководитель»:

– Нагрузка у педагога сегодня действительно огромная, потому что уроки, отчеты, электронные журналы... Но при этом преподавать свой предмет, справляться с бумажной работой и быть активным участником конкурсов всегда было реально. Просто твоя нагрузка еще возрастает. Конкурсы – возможность получить уникальный опыт, который тебе может быть недоступен в привычном пространстве. Ты выходишь из зоны относительного комфорта, узнаешь другие методики преподавания и на что сам способен.

Участвовать в конкурсах надо обязательно, но мне кажется, что педагог должен оставаться ресурсным, а это непросто в современных условиях. Возможностей много, но надо понимать, что интересно конкретно тебе. В момент подготовки будут и занятые вечера, и бессонные ночи, но надо стараться управлять своим временем. Мы так устроены, что, когда возрастает количество задач, учишься оптимизировать процессы, чтобы меньше уставать. Педагогу сегодня очень важны навыки тайм-менеджмента. При этом организм не обмануть: если ты выжал все, через силу терпел, то надо дать потом ему время на «выдохнуть».

Что касается повышения статуса учителя и престижа профессии за счет конкурсов, то надо понимать, что кроме конкурсов должны быть еще составляющие. Количество педагогов, которые участвуют в конкурсах всероссийского масштаба, все же имеет конечное число, а участие в конкурсах региональных бывает, скорее, добровольно-принудительным. В таком варианте это становится еще одной дополнительной нагрузкой. Конкурсы – это хорошо, но они в плане поставленных целей все-таки верхушка айсберга, начинать надо с другого: дать учителям возможность качественно делать свою работу.

Но не будем снимать ответственности и с самих педагогов. Качество профессиональной подготовки учителя упало за последние несколько лет, и хочется, чтобы больше было мероприятий, направленных не на внешнюю форму привлечения внимания к профессии педагога, а на внутреннюю «прокачку» педагогов.

«Меньше бюрократии»

Анастасия Василевская, учитель русского языка и литературы школы №80, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019», вошла в топ-15 лучших учителей России:

– Участие в конкурсах не должно мешать ведению основной образовательной деятельности. А это происходит лишь в том случае, если педагог четко оценивает силы и понимает цель, зачем он идет на этот конкурс. Если ты не умеешь планировать свой день, не понимаешь, что дополнительная нагрузка не должна идти в ущерб твоей основной работе, то, наверное, это не для тебя. Не нужно участвовать в конкурсах ради карьерных амбиций или абстрактных целей. Главное, что мы от этого получаем, – развитие. Так педагог не застревает в одной своей методике.

Мир развивается быстрыми темпами. И трудно представить, что человек, чему-то научившийся по одному учебнику 20 лет назад и считающий это достаточным, будет интересен и детям, и самому себе. Дети прочтут те же учебники, но им будет интересно узнать больше.

Что касается публичности, то учитель, пожалуй, и так самая публичная профессия: за шесть уроков через тебя проходят 180 человек! Если мы под пуб­личностью понимаем все же общественное признание, то да – конкурсы в этом помогут, но, опять же, как панацея, как единственное средство они не сработают. Что нужно еще? Достойная оплата труда. И меньше бюрократии. Законопроект по снижению бюрократической нагрузки, кстати, уже принят, и мы ожидаем, как это будет устроено на уровне региона уже с начала учебного года.

«Дело добровольное»

Мария Гаврикова, победитель областного этапа конкурса «Воспитатель года – 2021», логопед АНО Школа «Премьер»:

– Участие в конкурсе должно быть личным выбором, от этого зависит и результат конкурса, и то, как это «уживается» с основной работой, насколько гармоничным будет выход из конкурсного движения. Если вопрос стоит как «надо, сходи», то педагог, скорее всего, столкнется с внутренним противоречием.

Когда готовилась к конкурсу, времени всегда не хватало, но руководство, которому тоже важно развитие педагогов, идет навстречу. Я рассматриваю конкурсы как этап в жизни педагога, трамплин, оттолкнувшись от которого, ты будешь строить свою дальнейшую деятельность. При этом не нужно каждый год участвовать во всех-всех конкурсах, чтобы держать себя в тонусе. Эта история очень энергозатратная: на «Воспитателя года» – муниципальный, региональный, федеральный этапы – у меня ушел целый год, и потом было трудно осознать, что это закончилось и нужно возвращаться в свою привычную жизнь и работу. Конкурсы не мешают, а помогают, но ты сам должен ставить цель, к которой идешь, понимать, что тебе это все даст. И если ты заинтересован, то эта, безусловно, дополнительная нагрузка не будет в тягость.

После конкурса ко мне подходят на улице, чтобы поговорить или спросить совета. Вот такая публичность меня не пугает. Это, скорее, экспертность в сфере. И сейчас я работаю над тем, чтобы как можно больше людей узнавали о моей технологии «Лабиринт КИТ»: коммуникация, интерес, творчество. Этот инструмент помогает ребенку делать обезличенное высказывание личным, мы учимся на основе структуры создавать рассказы, делиться мнениями.

«Узнать их в лицо»

Альбина Золотарева, народный учитель России, создатель Центра дополнительного образования детей «Реальная школа»:

– Хороший учитель растет постепенно и всегда знает, когда ему надо встать на конкурсную стезю. Я три раза участвовала в конкурсе «Учитель года России», у меня время на все оставалось. В Воронеже есть очень талантливые учителя, но их мало кто знает, поэтому выбранный вектор на повышение престижа профессии педагога очень правильный. Также я предлагала депутатам, например, сделать программу на телевидении о наших учителях, чтобы как минимум хотя бы родителям их показать, чтобы люди узнали их имена. На центральном канале есть программа для учителей, очень мне нравится, слушаю – и чувство, что на курсах повышения квалификации побывала.

Записала
Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото из личных архивов педагогов и Алисы ЕРМАКОВОЙ

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ