Десятки конкурсов, гранты для педагогов, запуск шоу «Классная тема» на канале «Россия 1» – возможностей для развития педагогам предлагается много. Но все это – на фоне уроков, бумажной волокиты, нередко при двойных нагрузках. Помогают ли конкурсы поднять престиж профессии? «Горком» собрал мнения педагогов.
«Организм не обманешь»
Михаил Уразов, директор частной школы «Академия», учитель математики и информатики, победитель конкурса «Классный руководитель»:
– Нагрузка у педагога сегодня действительно огромная, потому что уроки, отчеты, электронные журналы... Но при этом преподавать свой предмет, справляться с бумажной работой и быть активным участником конкурсов всегда было реально. Просто твоя нагрузка еще возрастает. Конкурсы – возможность получить уникальный опыт, который тебе может быть недоступен в привычном пространстве. Ты выходишь из зоны относительного комфорта, узнаешь другие методики преподавания и на что сам способен.
Участвовать в конкурсах надо обязательно, но мне кажется, что педагог должен оставаться ресурсным, а это непросто в современных условиях. Возможностей много, но надо понимать, что интересно конкретно тебе. В момент подготовки будут и занятые вечера, и бессонные ночи, но надо стараться управлять своим временем. Мы так устроены, что, когда возрастает количество задач, учишься оптимизировать процессы, чтобы меньше уставать. Педагогу сегодня очень важны навыки тайм-менеджмента. При этом организм не обмануть: если ты выжал все, через силу терпел, то надо дать потом ему время на «выдохнуть».
Что касается повышения статуса учителя и престижа профессии за счет конкурсов, то надо понимать, что кроме конкурсов должны быть еще составляющие. Количество педагогов, которые участвуют в конкурсах всероссийского масштаба, все же имеет конечное число, а участие в конкурсах региональных бывает, скорее, добровольно-принудительным. В таком варианте это становится еще одной дополнительной нагрузкой. Конкурсы – это хорошо, но они в плане поставленных целей все-таки верхушка айсберга, начинать надо с другого: дать учителям возможность качественно делать свою работу.
Но не будем снимать ответственности и с самих педагогов. Качество профессиональной подготовки учителя упало за последние несколько лет, и хочется, чтобы больше было мероприятий, направленных не на внешнюю форму привлечения внимания к профессии педагога, а на внутреннюю «прокачку» педагогов.
«Меньше бюрократии»
Анастасия Василевская, учитель русского языка и литературы школы №80, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019», вошла в топ-15 лучших учителей России:
– Участие в конкурсах не должно мешать ведению основной образовательной деятельности. А это происходит лишь в том случае, если педагог четко оценивает силы и понимает цель, зачем он идет на этот конкурс. Если ты не умеешь планировать свой день, не понимаешь, что дополнительная нагрузка не должна идти в ущерб твоей основной работе, то, наверное, это не для тебя. Не нужно участвовать в конкурсах ради карьерных амбиций или абстрактных целей. Главное, что мы от этого получаем, – развитие. Так педагог не застревает в одной своей методике.
Мир развивается быстрыми темпами. И трудно представить, что человек, чему-то научившийся по одному учебнику 20 лет назад и считающий это достаточным, будет интересен и детям, и самому себе. Дети прочтут те же учебники, но им будет интересно узнать больше.
Что касается публичности, то учитель, пожалуй, и так самая публичная профессия: за шесть уроков через тебя проходят 180 человек! Если мы под публичностью понимаем все же общественное признание, то да – конкурсы в этом помогут, но, опять же, как панацея, как единственное средство они не сработают. Что нужно еще? Достойная оплата труда. И меньше бюрократии. Законопроект по снижению бюрократической нагрузки, кстати, уже принят, и мы ожидаем, как это будет устроено на уровне региона уже с начала учебного года.
«Дело добровольное»
Мария Гаврикова, победитель областного этапа конкурса «Воспитатель года – 2021», логопед АНО Школа «Премьер»:
– Участие в конкурсе должно быть личным выбором, от этого зависит и результат конкурса, и то, как это «уживается» с основной работой, насколько гармоничным будет выход из конкурсного движения. Если вопрос стоит как «надо, сходи», то педагог, скорее всего, столкнется с внутренним противоречием.
Когда готовилась к конкурсу, времени всегда не хватало, но руководство, которому тоже важно развитие педагогов, идет навстречу. Я рассматриваю конкурсы как этап в жизни педагога, трамплин, оттолкнувшись от которого, ты будешь строить свою дальнейшую деятельность. При этом не нужно каждый год участвовать во всех-всех конкурсах, чтобы держать себя в тонусе. Эта история очень энергозатратная: на «Воспитателя года» – муниципальный, региональный, федеральный этапы – у меня ушел целый год, и потом было трудно осознать, что это закончилось и нужно возвращаться в свою привычную жизнь и работу. Конкурсы не мешают, а помогают, но ты сам должен ставить цель, к которой идешь, понимать, что тебе это все даст. И если ты заинтересован, то эта, безусловно, дополнительная нагрузка не будет в тягость.
После конкурса ко мне подходят на улице, чтобы поговорить или спросить совета. Вот такая публичность меня не пугает. Это, скорее, экспертность в сфере. И сейчас я работаю над тем, чтобы как можно больше людей узнавали о моей технологии «Лабиринт КИТ»: коммуникация, интерес, творчество. Этот инструмент помогает ребенку делать обезличенное высказывание личным, мы учимся на основе структуры создавать рассказы, делиться мнениями.
«Узнать их в лицо»
Альбина Золотарева, народный учитель России, создатель Центра дополнительного образования детей «Реальная школа»:
– Хороший учитель растет постепенно и всегда знает, когда ему надо встать на конкурсную стезю. Я три раза участвовала в конкурсе «Учитель года России», у меня время на все оставалось. В Воронеже есть очень талантливые учителя, но их мало кто знает, поэтому выбранный вектор на повышение престижа профессии педагога очень правильный. Также я предлагала депутатам, например, сделать программу на телевидении о наших учителях, чтобы как минимум хотя бы родителям их показать, чтобы люди узнали их имена. На центральном канале есть программа для учителей, очень мне нравится, слушаю – и чувство, что на курсах повышения квалификации побывала.
Записала
Ирина ЛАЗАРЕВА
Фото из личных архивов педагогов и Алисы ЕРМАКОВОЙ