2024-05-01

Как в Воронежской области работает уникальная детская железная дорога

Как в Воронежской области работает уникальная детская железная дорога
И развлечение, и практика в одном вагоне – в детском парке в Лисках с 1989 года функционирует детская железная дорога. Здесь можно попробовать себя в роли начальника станции, проводника поезда и даже машиниста – преподаватели обучают. Так железнодорожники растят себе смену, понимая, что главное в работе с детьми не теория, а практика и интерактив.

И развлечение, и практика в одном вагоне – в детском парке в Лисках с 1989 года функционирует детская железная дорога. Здесь можно попробовать себя в роли начальника станции, проводника поезда и даже машиниста – преподаватели обучают. Так железнодорожники растят себе смену, понимая, что главное в работе с детьми не теория, а практика и интерактив.

Об уникальном проекте накануне Дня железнодорожника, который отмечался 7 августа, «Горком36» расспросил преподавателя этого обучающего аттракциона в Лисках Владимира Шурупова.

«Не было выбора»

Владимир Шурупов из династии железнодорожников. Его дед Виктор был участником Великой Отечественной войны, занимался доставкой продовольствия и техники на фронт, оттуда забирал раненых. Еще будучи мальчишкой, Вова знал, что поездом можно доставить на указанное место до 6 тыс. тонн груза. Проводя время на станциях, конечно, он романтизировал работу на поезде, хотя не секрет, что и в ней немало рутины: с возрастом Владимир все это узнает.

Отец его работал машинистом грузового поезда, потом в железнодорожной охране. Не смог оставить любимое дело и на пенсии: сейчас трудится стрелком на железнодорожном переезде. Мама Владимира – бухгалтер; как и его супруга, тоже занята в железнодорожной сфере.

Сегодня Владимир говорит, что когда пришло время выбирать профессию, то выбора как будто бы и не было. Нет, на него никто не давил и не обязывал продолжать династию, просто он понимал, что хочет получить настоящую мужскую профессию. Она предполагает постоянное обу­чение и повышение квалификации: Шурупов поработал много кем – от рабочего до мастера и начальника охраны, не довелось, пожалуй, быть только проводником. В 2018 году он нашел себя в работе с детьми, став преподавателем детской железной дороги.

Из школы – с профессией

Детская железная дорога присутствует в 25 регионах России, и, как правило, базируются они при областных центрах. Воронежский регион стал исключением: детскую железную дорогу открыли в городе со славной биографией (Лиски – город железнодорожников).

В 2014 году детская железная дорога в Лисках претерпела масштабную реконструкцию – появился учебный центр, куда принимают мальчишек и девчонок начиная с пятого класса. В первые два года для них проводят проф­ориентацию и общий курс для знакомства с работой железной дороги. Так они узнают об основных понятиях и учатся понимать, как вообще функционирует такой большой организм, как железная дорога.

А потом начинается обучение профессиям. Их несколько: машинист локомотива, ремонтник вагонов, проводник, дежурный по станции, электромеханик и специалист путевого хозяйства (монтер путей, бригадир). Если выбранная специальность не понравилась, можно ее сменить.

– Школы, которые находятся вблизи Лисок, посещают занятия в будние дни, а вот для ребят из Воронежа, отдаленных районов области мы проводим занятия по выходным. Занимаемся два академических часа: 45 минут теория и после перерыва еще 45 минут игры.

Кроме того, теорией заниматься дети могут и в опорных школах Детской железной дороги, которые открыты в Россоши, Поворино, Новой Усмани и Воронеже.

Юго-Восточная детская железная дорога приглашает школьников записаться в следующие объединения: юный железнодорожник, техническое творчество и робототехника, 3D-моделирование, железнодорожное моделирование, виртуальная реальность.

Образовательный процесс в Лисках осуществляется с октября по май, а с июня по август проходят практические занятия на учебном полигоне, который представляет собой кольцо – тут все, как на настоящей железной дороге. В распоряжении школьников два локомотива и четыре вагона.

– Практика – это организация жизни станции в реальном времени. Ребята выбирают начальника станции, который затем распределяет роли, должности, и дети принимают пассажиров. Их задача – проехать по маршруту, соблюдая все предписания и правила, – рассказал Владимир Шурупов.

Освоив специальности на детской железной дороге, ребята получают сертификаты об окончании, однако они не имеют юридической силы. Впрочем, если при поступлении в техникум или вуз возникнет спорная ситуация, при равном количестве баллов предпочтение отдадут тому абитуриенту, который знаком с профессией.

По словам Владимира Шурупова, игра в проводника и работа машинистом локомотива с настоящими экскурсиями и маршрутами для пассажиров всегда позволяет учащимся понять, а правильный ли они путь для себя выбрали. Более 70% учеников детской железной дороги получают затем профильное образование и работают на железной дороге.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото «ВКонтакте»


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ