Карнавал
В фестивале приняли участие 12 театральных коллективов из разных городов России – Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Альметьевска (Республика Татарстан) и Воронежа. Больше всего театральных команд прибыло из Санкт-Петербурга. Среди них – театры «Странствующие куклы господина ПЭЖО», «Вокруг», «Папьемашенники» и «Небесная карусель».
Фестиваль начался с карнавального шествия. В нем приняли участие клоуны, мимы, мрачные авиаторы на самолете, воздушные создания в масках, похожие на фрейлин.
Артисты самарского театра «Пластилиновый дождь» ехали на гигантском велосипеде. Мимы в образе ангелов из питерского театра «Вокруг» охотно взаимодействовали со зрителями. Они обнимались со зрителями, поднимая им настроение.
Возглавлял парад уличный оркестр Tinto Brass Band – музыканты были одеты в забавные костюмы в виде шахматной доски. Коллектив исполнил зажигательные хиты в уникальных аранжировках – от музыки из фильмов Тарантино до песни «Sweet Dreams» Eurythmics. Не танцевать под них было невозможно.
Шекспир по-новому
В течение всего дня артисты уличных театров показывали зрителям забавные перформансы и пластические спектакли.
Одним из хэдлайнеров фестиваля стал уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо» (Санкт-Петербург). В Платоновфесте он принимает участие уже давно. Директор театра Олег Скотников – по совместительству руководитель Российского Союза уличных театров и артистов – помогал организовывать нынешний фестиваль «Странники».
Артисты театра показали захватывающий интерактивный спектакль «Шекспирня» с элементами балаганного театра. В действие артисты активно вовлекали зрителей.
– Это не просто спектакль, а спектакль-аттракцион. Это эксперимент, во время которого мы в диалоге с публикой ищем новое прочтение Уильяма Шекспира. В аттракционе может принять участие каждый, - пояснил ведущий актёр театра Даниил Ветошкин.
По мнению артиста, сейчас в России идет Ренессанс уличных театров.
– Уличных театров стало очень много. При этом качество их спектаклей – очень высокое. За счет этого возникает здоровая конкуренция, которая позволяет нашей индустрии развиваться, - заметил Даниил Ветошкин.
Артист добавил, что развиваться уличным театрам помогает и то, что в России поменялся формат городских праздников. Раньше в центре города ставили сцену, на которую вечером приглашали звезду. Сейчас праздники все чаще проходят в формате фестиваля уличных искусств.
– Это великолепно. Ведь привычный театр остается элитарным, недоступным для обывателя. Чаще в театр люди идут, если зрителям достаются бесплатные билеты. Потратить кровные деньги на театр у многих просто нет возможности. А уличные театры – зачастую первая встреча человека с театром. Она – бесплатная и честная. Если зрителю не интересно, он всегда может уйти. Когда в конце мы ставим шляпу для пожертвований, он оценивает наше выступление рублем. Может положить шоколадку или шишку. Люди отдают то, что у них есть – и это очень искренне. Однажды нам положили в шляпу живых щенков, - рассказал Даниил Ветошкин.
Где улица – там свобода
Уличный театр клоунады «Микос» (Москва), которому насчитывается уже 35 лет, привез в Воронеж эксцентричный спектакль «Авиаторы» – клоунаду абсурда. В постановке задействован бутафорский самолет. Нам нем же артисты передвигались во время шествия уличных театров.
Театр «Микос» знают и любят за рубежом: артисты долгое время работали в Европе и Америке. В Воронеж на Платоновфест артисты приехали впервые.
Режиссер «Микоса» – Сергей Давыдов, известный как Паганэль. Говоря о предыстории спектакля «Авиаторы», артист признался, что всегда мечтал быть лётчиком. Мечта воплотилась в спектакле.
Сергей Давыдов уверен, что уличные театры обладают большей свободой, чем стационарные.
– Улица дает больше свободы. Я больше 30 лет проработал в театре, но при этом всегда работал на улице. Сейчас большей частью я работаю на улице, для меня она в приоритете, - поделился артист.
Сергей Давыдов рассказал и о самых необычных площадках, на которых приходилось выступать. Как-то раз в Крыму спектакль «Авиаторы» актеры сыграли прямо на горе. Начиналась постановка с того, что артисты тащили самолет в гору на жаре +36 градусов.
В Нюрнберге актеры выступили перед зрителями в ливень, который перешел в шторм. Сергей Давыдов в этот момент стоял на пианино, которое начало двигаться. Стихия не испугала артистов – спектакль они сыграли до конца. Зрители не разбежались.
– Год назад в Питере, на Елагином острове, мы поставили спектакль «Ожидание». За сценой есть дверь, через которую происходит общение с другим миром. Как выяснилось перед показом, на месте сцены в годы во время блокады Ленинграда был похоронен слон. Фашисты разбомбили зоопарк, погибли животные. Голодные ленинградцы могли съесть мясо слона, но отказались это делать и похоронили животное. Спектакль на могиле слона получился очень сюррным, - рассказал Сергей Давыдов.
Театр Петрушки и татарский фольклор
Театр «Легкие крылья» из Альметьевска (Республика Татарстан) привез в Воронеж два уличных спектакля – спектакль-променад «Албасты» и премьеру – «Маяк». По словам директора театра «Легкие крылья» Гульназ Ханнановой, бестии Албасты – в тюркской мифологии злые женские духи – что-то вроде демониц или кикимор. Но на спектакле они выглядели вполне себе мило – как воздушные барышни-фрейлины. На поводках они вели фантастических питомцев, похожих на пуделей (в их костюмах скрывались артисты).
На фестивале зрители увидели и кукольные спектакли. Так, артисты театральной компании «ЗаУглом» (Москва) показали два представления. Одно из них – комедия в стиле театра Петрушки.
Театр появился пять лет назад, у него маленькая семейная команда: спектакли показывают режиссер Андрей Климак (он же – профессиональный клоун) и его жена Ирина Дементьева – актриса и режиссер театра кукол.
По мнению Андрея, в последние годы уличный театр в России вырос.
– Это не может не радовать. Появляется все больше фестивалей. Многие города на праздники устраивают шествия уличных театров. Это здорово. Чем больше театров, тем больше конкуренции, а это всегда хорошо, - поделился артист.