2025-12-05

Как увлечь ребенка чтением

Как увлечь ребенка чтением
Для Оксаны Сергеевой, учителя литературы и ведущей книжного клуба «Кот и лодыри» театрального фестиваля МАРШАК, встречи с детьми − это не урок и не кружок по интересам. Это прежде всего сообщество. Место, где ценятся не только строки классиков, но и мнение каждого восьмилетнего участника. Здесь спорят, рисуют, пишут свои тексты, а иногда и меняют свое мнение о книге прямо во время дискуссии. В интервью Оксана рассказала, как традиция чтения вслух объединяет семью и какие глубокие мысли приходят детям в процессе обсуждения.

Ценная традиция

− Идея клуба в том, чтобы в течение года дети были связаны с искусством. Встречались и обсуждали книги, а потом в дни каникул приходили на фестиваль. Книжный клуб существует с января 2025 года. Встречаемся два раза в месяц, в июне уходили на каникулы, а в июле и августе встречались. Участвуют дети из разных уголков России (Воронеж, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, село Дзержинское Красноярского края и другие). Есть участники и из других стран (Болгария, Казахстан).

DSC02758.jpg

К нам может прийти любой желающий. Мы ограничили лишь возраст: ждем детей 8-11 лет. Чтобы принять участие, нужно написать на почту edu@platonovfest.com имя и возраст ребенка.

Кстати, название клуба «Кот и лодыри» – в честь одноименного стихотворения Маршака.

− Как вы выбираете книги для обсуждения? На что ориентируетесь?

− На детей в первую очередь. Часть книг для обсуждения предлагаю сама. Есть какие-то мои любимые истории, есть книги, очень понравившиеся ученикам, с которыми работала и работаю. Плюс учитываю мнение детей, которые ходят в наш книжный клуб. Такого случая, чтобы книга не понравилась всем участникам, еще не было. Но был случай, когда книга не заинтересовала, а в процессе обсуждения раскрылись интересные детали и ребенок поменял мнение.

DSC02476.jpg

С самой первой встречи появилась очень любимая мною и ими традиция − в конце мы всегда советуем друг другу произведения. Мне это кажется особенно ценным, когда дети советуют своим товарищам любимые книги.

− Есть ли у вас или у детей клубные «хиты» − книги, которые произвели самое большое впечатление и вызвали самые жаркие споры?

− Мы берем для обсуждения и классические тексты, и современные. На самой первой встрече детей ждал сюрприз. Мы открывали клуб новогодним рассказом Ларисы Романовской. Писатель не только пришла к нам в гости, но и прочитала свой текст. Затем мы обсуждали «Приключения новогодних игрушек» Елены Ракитиной. Я связалась с ней заранее и попросила дать советы по написанию интересных историй участникам книжного клуба. Елена Владимировна с радостью включилась в эту деятельность. Мне сложно выбрать какую-то отдельную встречу, я стараюсь, чтобы каждая из них стала для детей особенной. Говорили о дружбе и читали хит «Вафельное сердце» Марии Парр, смеялись над «Денискиными рассказами» Виктора Драгунского, радовались и переживали за героев «Маленького бирюзового автобуса» Ольги Фадеевой.

Особая атмосфера

− Как вы организуете обсуждение книг?

− Моя подготовка к встрече − это попытка создания целого мира вокруг книги. Я подбираю вопросы и активности, чтобы вовлечь всех: это и игры («да-нет»), и творчество (кроссворды, иллюстрации, свои тексты), и обсуждение цитат. Главное − не формат, а атмосфера, где ценится мнение каждого. Например, чтобы раскрыть содержание стихотворения Яснова «Чудак», мы сначала погрузились в мир чувств (вкусы, запахи), потом обсудили текст, представили к нему иллюстрации и дополнили все душевными историями о семейном чтении от самих поэтов.

DSC02515.jpg

− В чем, на ваш взгляд, главная ценность совместного, а не одиночного чтения и обсуждения книг для ребенка?

− Дети часто признаются, что сами не заметили тех глубоких мыслей, которые поднимаются в книгах. А я постоянно удивляюсь их прозрениям, без которых мое понимание текста было бы неполным. Без них я точно до этого не дошла бы. Часто записываю за ними.

Например, читая рассказ Ларисы Романовской, мы обсуждали любимые слова. Одна девочка назвала «спасибо» и «мама».

Летом читали «Вафельное сердце» Марии Парр. Интересными для обсуждения оказались слова Трилле: «А она мой лучший друг, хотя и девчонка. Я ей этого никогда не говорю. Не решаюсь сказать, потому что не знаю: а вдруг она меня своим лучшим другом не считает? Иногда я верю, что считает, а иногда − нет». На этом примере участники увидели, как автор всего в нескольких предложениях создает портрет целого внутреннего мира ребенка − полного нежности, страхов и сомнений. Обсуждение задело самые важные темы: что такое настоящая дружба, почему мы боимся показать свои чувства и как страшно быть уязвимым, даже если тебе девять лет. Это был разговор не о литературном герое, а о себе.

Книги или гаджеты?

− Как, на ваш взгляд, сегодня можно увлечь чтением ребенка, который окружен гаджетами и видеоиграми?

− Все начинается в семье. Родители могут показывать пример, вводить дома книжные традиции (час чтения вечером), ходить вместе в библиотеку и в книжный магазин, посещать встречи с писателями. А оттолкнуть от чтения точно могут фразы типа «прочитай 30 страниц, а потом играй в телефон» или что-то подобное.

DSC02527.jpg

− Какая книга из вашего детства повлияла на вас сильнее всего?

− Я жила в маленькой-маленькой деревне. Книги были для меня большим развлечением и генератором эмоций. Всегда старалась читать все из школьных списков на лето. Любила читать про Гулю Королеву («Четвертая высота» Елены Ильиной), мне нравился «Сын полка» Валентина Катаева (ее нам читали на продленке по главам), восхищалась «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого…

… Слушая Оксану Сергееву, подумала о том, что в конечном счете книжный клуб «Кот и лодыри» − не только про книги. А про то, как одна история, попав в поле зрения двадцати пар глаз, отражается двадцатью уникальными смыслами. Здесь нет правильных и неправильных ответов, но есть искреннее удивление: «А я и не думал об этом!» Здесь цитата из книги может стать ключом к разговору о собственных страхах и радостях, а рекомендация восьмилетнего читателя из Воронежа значит столько же, сколько мнение маститого критика.

Оксана Сергеева и фестиваль МАРШАК создали не просто кружок, а особое пространство, где важна не скорость чтения ребенка, а смелость его мысли. И это, пожалуй, самый главный навык, который можно вынести из этой встречи: умение слышать другого, соглашаться и спорить, искать доказательства в тексте и в собственной жизни. То есть тот самый навык, который и делает нас людьми. И который, к счастью, нельзя заменить никаким гаджетом.

DSC02743.jpg