2024-04-20

Как развести «огородинг»? Имеют ли право жильцы многоквартирных домов загораживать свои дворы и столбить там места для стоянки автомобилей?

О том, как правильно обособить свою дворовую территорию, рассказала «Горкому36» руководитель федерального проекта в Воронежской области «Школа грамотного потребителя» и консультант мэра Воронежа Светлана Кравцова.
В битве с чужими автомобилями и одновременно – за места для своих воронежцы начали массово устанавливать во дворах домов различные барьеры и шлагбаумы. Но огораживать территорию, даже если она является собственностью жильцов, не всегда законно. Такой «огородинг» может привести к печальным последствиям, и собственники будут нести не только административную, но и уголовную ответственность. О том, как правильно обособить свою дворовую территорию, рассказала «Горкому36» руководитель федерального проекта в Воронежской области «Школа грамотного потребителя» и консультант мэра Воронежа Светлана Кравцова.

– Светлана Юрьевна, не связано ли огораживание дворовых территорий и отдельных их участков с новым законом, позволяющим регистрировать машино-место как недвижимое имущество?


– Земельные участки никак не связаны с возможностью оформить право собственности на машино-место. Выделение земли под одно машино-место уменьшит земельный участок общей долевой собственности, а для этого требуется 100-процентное согласие собственников многоквартирного дома.
Но на основании решения жильцов, как то и прописано в Жилищном кодексе РФ, собственники имеют право распоряжаться земельным участком, в том числе – ввести ограничения на его использование.

Кравцова в кружок.jpg

– На что же конкретно имеют право жильцы многоквартирного дома?


– Они могут сдавать какой-то участок земли для получения прибыли, в аренду. Кстати, полученная прибыль считается прибылью собственников, облагается налогом и может тратиться на содержание общедомового имущества, к примеру, благоустройство того же земельного участка.
Сейчас идут настоящие вой­ны между собственниками многоквартирных домов, когда они начинают делить между собой территорию, ставят колышки и другие ограждения, выделяя для собственного пользования часть участка. Это незаконно, один собственник не вправе выделять себе в натуре земельный участок, и любой другой совладелец общей долевой собственности вправе снять эти колышки, но передать тому, кто их вбивал.

– А если жильцы просто огораживают свой двор от других автомобилей?

– Оградить территорию забором и перекрыть свободное движение с помощью шлагбаума можно, но необходимо соблюсти ряд норм, которые предписывает закон.

Во-первых, не нужно забывать, что дворовая территория может быть единственным проездом к соседнему дому, школе и т. д. Тогда двор нельзя огораживать. Кроме того, должна оставаться возможность въезда во двор у скорой помощи, пожарных машин и других спецслужб.

Решение об огораживании территории должно приниматься на общем собрании собственников простым большинством – только собрание правомочно решать такие вопросы, а никак не управляющая компания, что в Воронеже уже неоднократно происходило. Земельный участок должен быть общедолевой собственностью, а не муниципальной землей, и поставлен на кадастровый учет.

Решение об установке какой-либо ограждающей конструкции, шлагбаума необходимо согласовать с ГИБДД и МЧС, даже если речь идет не о сквозном проезде. Если преграждается проезд, то должны стоять знаки, которые показывают, как объехать территорию.

Стоит знать, что если пожарная машина на пути следования по вызову столкнется с препятствием, о котором не предупреждена, то вполне имеет право снести его, а если будет повреждена машина, все претензии предъявят к тем, кто его установил – собственникам многоквартирного дома, вплоть до уголовного дела.

В Воронеже был такой случай. Жители Коминтерновского района решили преградить единственный проезд к школе, вывалив на дорогу несколько машин бетона. Если бы к школе нужно было ехать пожарным, они бы уперлись в непреодолимую преграду, а пока искали бы объездные пути, могла случиться беда. Но когда управа района приняла решение разрушить преграду, бабушки, проживающие в этом доме, стали стеной на пути у техники. Жителей понять можно – у них был дом, но не было двора, сразу начиналась дорога. Однако по закону они должны были не такой самодеятельностью заниматься, а обратиться в ГИБДД с просьбой установить ограничивающие знаки.

Есть еще несколько тонкостей при установке дворовых ограждений. Когда вы ставите шлагбаум, то рядом обязательно должна располагаться будка, в которой будет круглосуточно дежурить сотрудник. Простой надписи, что, мол, ключ в такой-то квартире – недостаточно. Охранник у шлагбаума – удовольствие не из дешевых. Но если у вас недостаточно денежных средств на содержание службы охраны, лучше и не начинать.

– Все условия соблюдены, разрешения получены, но кто-то из жильцов не согласен с установкой ограждения, потому что ему теперь нужно купить ключ, чтобы проехать во двор. Как здесь быть?

– В данной ситуации право общее собрание, которое приняло решение об установке ограждения, а меньшинство должно подчиниться большинству.

Но только лишь решения большинства недостаточно. Возведение ограждения считается законным, если оно не ухудшает финансовые условия собственников. Ведь можно захотеть поставить очень дорогой забор, ворота, открывающиеся с помощью пульта, и так далее.

– Вы упомянули, что земля, которую занимает двор, может быть муниципальной, а не находиться в общей долевой собственности. Как же тогда быть жителям дома, которые хотят создать комфортные условия во дворе?

– Нужно просто обратиться в муниципалитет и оформить право собственности на землю, чтобы расширить границу с присвоением кадастрового номера. Если на этой территории не планируется никакое строительство, то землю можно будет получить без особых проблем.

Беседовала Наталия ОСАДЧАЯ

Фото Сергея ГУБАНОВА

КСТАТИ

В Росреестре по Воронежской области сообщили, что с 1 января 2017 года у граждан возникло право оформить в собственность машино-место. После проведения процедуры государственной регистрации правообладатель получил возможность продать или подарить машино-место, как и любой другой объект недвижимости. Кроме того, машино-место добавлено в перечень имущества, которое может быть предметом ипотеки. С начала года воронежцы зарегистрировали 95 таких прав, сообщили в управлении Росреестра по Воронежской области.

Закон определил, какая часть здания и сооружения может учитываться в качестве машино-места. При подготовке пакета документов для оформления имущества необходимо учесть, что машино-место – это «предназначенное исключительно для размещения транспортных средств индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке».

Кроме того, для постановки на кадастровый учет и регистрации прав необходимо учитывать размеры машино-места.

Минимально допустимые размеры машино-места – 5,3 х 2,5 м. Максимально допустимые размеры – 6,2 х 3,6 м.

Законом предусмотрено, что объект недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места, права на который были зарегистрированы до дня вступления в силу закона, признается машино-местом, и замены ранее выданных документов не требуется.


ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ