2024-10-02

Как помочь воронежским школьникам и студентам реализовать идеи

Как помочь воронежским школьникам и студентам реализовать идеи
Подсчитать бюджет, понять, какие ресурсы потребуются для того, чтобы воплотить идею в реальность, собрать команду единомышленников – этому и многому другому обучают воронежских школьников и студентов с помощью просветительской программы «Знания на благо Отечества».

Инициировали ее создатели музея «Петровские корабли», которые разными интерактивными методами прививают молодому поколению интерес к исторической науке и прошлому страны. Подробнее авторы рассказали об этом в ходе круглого стола в Доме журналистов.

Не только добрые дела

Программа включает в себя несколько блоков: конкурс идей по номинациям «Туристические объекты», «События», «Реконструкция» и «Наука и технологии», куда учащиеся прислали в конце прошлого года более 100 заявок, лекции и мастер-классы, а также работу под руководством наставников.

– В Советском Союзе дети могли реализовать себя в самых разных направлениях, для этого были созданы все условия – дома культуры с кружками были очень востребованы. Нам бы хотелось возродить эту заинтересованность, показать с помощью нашего музея, парка «Дикое поле», чем знаменит Воронеж. К сожалению, многое забылось, а ведь Петр I завозил в Воронеж самые передовые идеи, новейшие технологии. Хочется, чтобы наш город славился не только добрыми делами, но и умными ребятишками, которые выдвигают и реализуют самые разные важные идеи и проекты, – отметил важность просветительской программы «Знания на благо Отечества» создатель АНО «Петровские корабли» Сергей Наумов.

Он посетовал, что ни детям, ни взрослым порой не известны имена людей, прославивших Воронежскую область. «Почему мы их не знаем?» – задавался Сергей Наумов вопросом в рамках круглого стола с коллегами и просил их активнее вовлекать ребят в социальное проектирование.

По словам директора ре­гионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» Наталии Голевой, проектная деятельность давно стала частью системы дополнительного образования и уже несколько лет практикуется в общеобразовательных школах.

– Социальное проектирование для учебно-воспитательного процесса – уникальная вещь, оно позволяет ребятам пропустить идею через себя, загореться ее реализацией. При этом ребенок видит цель, понимает, для чего он это делает. На базе «Ориона» сложились тематические сообщества, в которые дети объединились, чтобы разрабатывать проекты. Им интересно этим заниматься еще и по той причине, что они сами выбирают проблему, на которую хотят повлиять, и самостоятельно ищут методы ее решения, а затем – видят практическое воплощение и реализацию своего труда, – сказала Наталия Голева.

Работая над социальными проектами, ребята часто обращаются за поддержкой к взрослым, и их участие не должно, убеждена Голева, ограничиваться консультированием по законодательным аспектам социального проектирования. Взрослые должны быть не просто наставниками, а еще и оказывать поддержку, ведь даже вовремя сказанные слова «Молодец! Продолжай» для учащихся имеют огромное значение. А вот равнодушие и отстраненность от детских интересов со стороны взрослого могут навсегда отбить желание заниматься проектной работой.

Анализировать и прогнозировать

– Социальное проектирование в нашем диалоге в большей степени подразумевается как часть образовательного процесса, а я бы все же хотел говорить о нем как о части воспитательного, – отметил руководитель воронежского Дома дружбы, член Национальной палаты при губернаторе Воронежской области Владимир Иванов. – Это важно и в школе, и в детском саду. Научить патриотизму нельзя, но сориентировать учащегося, помочь двигаться в правильном направлении можно, подсказав, например, какие источники информации использовать при работе над проектом. Распределение ролей в команде – тоже важный этап процесса. Это приучает ребят к тому, что у них есть определенная ответственность, в том числе перед людьми, с которыми они вместе вовлечены в реализацию.

К сожалению, не все нынешние взрослые прошли школу социального проектирования, которая, по словам спикера, формирует и многие другие навыки, к примеру, умение анализировать и прогнозировать.

– Молодежь – это наш кадровый потенциал, поэтому работа по соцпроектированию очень важна, – добавил Владимир Иванов. – Не всегда идеи, с которыми к нам приходят, рабочие, но наша задача – подсказать, что нужно сделать, чтобы стало иначе. Важно, чтобы человек почувствовал результат своего труда и понял, что он был не напрасен.

Говоря о тенденциях в социальном проектировании, Владимир Иванов высказал пожелание о необходимости расширить краеведческую тематику. Авторы программы «Знания на благо Отечества» всерьез увлечены петровской темой, другие исследователи тоже популяризируют деятельность Петра Великого, впрочем, по мнению спикера, есть немало других тем и имен, связанных с Воронежем, о которых следует говорить с подрастающим поколением.

– Социальное проектирование – хороший инструмент для самореализации. Ребята начинают задумываться над тем, что им интересно, а соответственно – могут делать более осознанный выбор профессии. Это погружение в себя, понимание, чего не хватает для успешного развития в выбранном направлении. Если не хватает лидерских качеств, можно записаться на тренинг, например, – говорит руководитель регионального центра «Воронеж. Волонтеры культуры» Мария Гладышева. – В нашем обществе очень много разных проблем. И мне радостно оттого, что находятся ребята, которые откликаются на определенную «боль» и хотят ее устранить.

При этом, как добавляет Гладышева, мало просто рассказать учащимся о том, как создавать проекты, упаковывать их и где искать ресурсы – какое-то время необходимо шагать с ними рядом дальше, ведь к теме социального проектирования многие подходят с десятками неоправданных страхов. Эксперт по социальному проектированию отметила важность постсопровождения, на которое обычно у одного специалиста не хватает времени и ресурса, а поэтому, по словам Марии Гладышевой, в регионе необходимо развивать проектные офисы, которых постоянно не хватает.

Победители конкурса «Знания на благо Отечества» получат сопровождение наставников, сообщили авторы проекта. И добавили, что потерпеть неудачу в проектировании – значит тоже чему-то научиться и усовершенствовать свои навыки. Эксперты, привлеченные к наставничеству, помогут школьникам усвоить и этот урок.

Проект «Знания на благо Отечества» реализуется при поддержке АНО «Образ будущего».