На базе Управления ГИБДД МВД России по Воронежской области несколько дней назад прошло бесплатное обучающее мероприятие для начинающих водителей. Участниками тренингов, посвященных теоретическим и практическим аспектам безопасной езды, стали водители со стажем менее трех лет, предварительно зарегистрировавшиеся на сайте мероприятия.
Вечно молодой – вечно пьяный?
– Мы считаем, что неопытные водители – одна из самых уязвимых категорий участников дорожного движения, – отметил на предшествующей мероприятию пресс-конференции заместитель генерального директора экспертного центра «Движение без опасности» Александр Ревский. – Согласно статистике, в нашей стране порядка 13% всех дорожно-транспортных происшествий – аварии именно с участием начинающих водителей.
Статистика, как известно, штука упрямая, и спорить с ней трудно. Тем более, что в нашем случае цифры действительно печально красноречивые. В прошлом году в Воронежской области произошло 335 ДТП по вине водителей, стаж которых не превышал трех лет. В результате этих автокатастроф 51 человек погиб и 452 получили ранения и увечья. В сравнении с 2014 годом количество подобных аварий снизилось на 14%, но при этом на 2% увеличилось число погибших…
– Когда человек садится за руль автомобиля, должно прийти понимание, что он управляет источником повышенной опасности, – отметил заместитель начальника Управления, начальник отдела дорожной патрульной службы и исполнения административного законодательства Станислав Коняев. – И еще: каждое восьмое ДТП в 2015 году произошло по вине молодых водителей, находящихся в состоянии опьянения – алкогольного или наркотического.
Дорога не терпит расслабленности
Участники пресс-конференции попытались разобраться в чем «корень зла». Прозвучало, в частности, что первое время после получения прав человек водит машину очень аккуратно, неукоснительно соблюдая все правила. Но потом к нему приходит ощущение уверенности, контроля над ситуацией. И вот тогда начинаются страшные вещи.
– В принципе, «группу риска» можно не ограничивать тремя годами стажа – ее стоит расширить, добавив туда водителей со стажем до пяти лет, – поделился мнением руководитель Воронежского областного клинического центра медицины катастроф Игорь Банин. – Потому что именно в авариях, произошедших по вине водителей со стажем «от двух до пяти», – наибольшее количество погибших и пострадавших. Почему? Самые неопытные водители из всей полноты возможных маневров исключают наиболее опасные. Понимают, что пока не готовы к экстриму. Но потом расслабляются. А дорога не терпит расслабленности.
Говорили и о том, что в автошколах, к сожалению, учат далеко не всем приемам, которые по факту оказываются нужны на дороге. Вот, в частности, трогаться с места – учат, а экстренно тормозить – далеко не всегда. Поэтому одной из практических частей программы стала именно отработка экстренного торможения.
Дело не просто нужное, но жизненно важное – и это не метафора! А проливной дождь, пришедшийся аккурат на день и час практических тренировок, только добавил испытанию сложности. И все-таки, потренировавшись, добровольцы с поставленной задачей справлялись – тормозили за пару секунд у заранее установленной «стоп-линии», предварительно разогнавшись до 60 – 70 км.
Вообще, начинающих водителей обучали буквально всем аспектам безопасного движения: правильному выбору дистанции между машинами, контролю пространства вокруг автомобиля, умению ориентироваться по скорости. Профессиональные инструкторы, имеющие международную подготовку, провели со своими подопечными вопросно-ответный интерактив.
«Как понять, что водитель впереди идущей машины вас видит?» – задал инструктор «вопрос на засыпку». – «Ну, он меня видит, если мы видим его голову», – ответствовал ученик. – «Нет! Запомните и имейте в виду: он может вас видеть, но видит ли – большой вопрос».
Очки вместо бутылки
Подобных «больших вопросов» нашлось немало: так, «молодых и зеленых» учили вырабатывать привычку каждые пять-восемь секунд «проверять» зеркала. Инструктор уверял, что со временем это будет совершенно ненапряжно и незаметно – так же, как выжать сцепление. Тут ведь все происходит на автомате – интеллектуальные затраты опытного водителя на такой прием стремятся к нулю.
И уж тем более несложно пристегиваться, всякий раз садясь в машину. Правило – общеизвестное и элементарное, спасшее не одну человеческую жизнь.
– Существует байка про то, что ремень, мол, при аварии способен нанести травмы, – заметил один из инструкторов. – Это, конечно, чушь. Такой вариант возможен только при одном раскладе – если ремень был застегнут неправильно: съехал или перекрутился. Но если он закреплен так, как надо, то хуже не сделает никогда.
К сожалению, водительский пофигизм распространяется намного дальше, чем пренебрежение ремнями. Речь идет о любителях покататься «под градусом». Статистика «алкоголезависимых» трагедий таким лихачам нипочем. Поэтому организаторы акции предложили ее участникам прием из серии «испытано на себе».
Ребятам дали очки, имитирующие состояние алкогольного опьянения. Оказывающие влияние не на зрение, а на вестибулярный аппарат: тренинговые очки созданы для того, чтобы искажать ощущение пространства и тормозить реакцию. Точно так же, как это делает алкоголь.
Результаты столь необычного эксперимента действительно впечатлили. «Очкарикам» предложили проехаться на трехколесном велосипеде мимо фишек, не сбивая их. То есть, сделать классическую автомобильную «змейку» – упражнение начального уровня для обучающихся вождению. И что бы вы думали? Никто не проехал без «аварии»! Вот вам и ответ на детский лепет в стиле «я выпил-то всего ничего» или «я никогда не пьянею». Чудес не бывает. Тем более, дорога – место, где меньше всего стоит надеяться на чудо…