2024-04-19

Как культурно просветиться за столиком в любимой кафешке Воронежа

Примеры успешного «хождения в народ» изобразительного искусства – давно не новость для Воронежа. Достаточно упомянуть бронзовую даму на Плехановской, «жлобский» стул в скверике у облправительства, вернисажи, периодически устраиваемые в крупных торгово-развлекательных центрах. Но вот демократичный общепит и классические живопись с графикой – не самые частые соседи.
Примеры успешного «хождения в народ» изобразительного искусства – давно не новость для Воронежа. Достаточно упомянуть бронзовую даму на Плехановской, «жлобский» стул в скверике у облправительства, вернисажи, периодически устраиваемые в крупных торгово-развлекательных центрах. Но вот демократичный общепит и классические живопись с графикой – не самые частые соседи.

Академики, однако

Вообще-то визуального «украшательства» в местных ресторанах, кафе и прочих пунктах перекуса – хватает. Даже с избытком. Но назойливые букеты, распирающие вазы, отлакированные до состояния мертвечины фрукты-пейзажи или странные потуги, выдаваемые за глубокомысленную абстракцию (перечень общих «интерьерных» мест можно, увы, продолжать) – никак не искусство, уж извините. Ни традиционное, ни современное – никакое. В отличие от того, что расположилось нынче в одном из воронежских кафе – стараниями художественной галереи «Нефта».

Имена авторов говорят сами за себя. Ирина Токарева, Дмитрий Савинков, Константин Финаков, Иван Александров, Евгений Кострюков, Наталья Паршина; этим и другим художникам, представленным в необычной экспозиции, по силам составить костяк любой высокохудожественной выставки. Причем не только городского масштаба; перечисленные имена хорошо известны в общероссийском (как минимум) контексте. Достаточно сказать, что среди этих людей есть академики Российской Академии художеств; понятно, что никакая регалия – не гарантия творческого успеха, но то, что мастера такого уровня не станут размениваться на конъюнктурные поделки – вывод, мне кажется, неоспоримый.

По следам римлян

Сюжеты картин, которыми предлагается любоваться посетителям кафе – не напряжные, без нарочитого драматизма; тут в ходу – чистая лирика (которая, впрочем, всегда драматична, если качественна). Лирика зимняя; выставка, пояснили организаторы, показывает со всех (видимых и подразумеваемых) сторон февраль. Соответственно, светлые тона и оттенки на пейзажных полотнах преобладают. Что результативно, но тонко работает на создаваемую атмосферу. Как и то обстоятельство, что экспонаты не только развешаны по стенам «в линеечку»; некоторые – закреплены на подрамниках, стоящих неподалеку от столиков. Типа – в гуще народных масс (в идеале, конечно). Претензии – никакой, стильность – очевидна. Впечатление, что попал на творческую кухню владельца некой мастерской, где хозяин любезно разрешает тебе «подсматривать» за процессом, приглашая в соавторы этого таинства и интересуясь твоей – зрительской – оценкой его труда.

– Превосходная задумка, – отвечает на просьбу оценить творческое меню гостья кафе Ольга. – А что, раньше тут этих картин не было? Настолько они органичны, что кажется – вместе со стенами появились. Настроение создают, расслабляют. И глаз радуют, и душу.

А еще – добавлю – воспитывают вкус. Художественный. Может, созерцание серьезного искусства за столиком в любимой кафешке – и есть самый короткий его путь к зрителю? Согласно крылатому лозунгу времен распада Римской империи, требующему для всех и каждого хлеба и зрелищ? Которые в равной степени необходимы и влиятельным патрициям, и бесправным «низам»…

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ