Высший пилотаж управления автомобилем и феерическое шоу с использованием пиротехники. Воронежский стадион «Труд» на три дня стал площадкой для автородео. Выступление знаменитой творческой группы «А» не отложили даже из-за неблагоприятной погоды.
Подготовка
Места на трибунах стали занимать еще за час до выступления каскадеров. В это время трюкачи готовились: делали финальные обкатки автомобилей, проговаривали сценарий – это важный элемент шоу. Как мне позже объяснит основатель театра Геннадий Кочерга, даже экстрим-шоу должно быть сюжетным, приковывать внимание зрителя обыкновенной зарисовкой из жизни.
Пассажирский автобус, на котором приехал коллектив, больше похож на огромный дорожный чемодан. За любым реквизитом, который понадобится во время трюков, каскадеры бегут туда. Самого Геннадия Ивановича не видно, парни объясняют, что на нем, кроме творческих задач, много организационных, поэтому до начала шоу он, как обычно, в делах.
Подготовка к выступлению – это нервный процесс, не всегда артисты обходятся без резких словечек. В глазах некоторых каскадеров читаю, что отвлекаю их своими вопросами в тот момент, когда им надо сосредоточиться. Но я нашла самого спокойного и договорилась, что на один из трюков он возьмет меня с собой.
А вот и Геннадий Иванович. Я не заметила, когда он пришел. Он раздает каскадерам патроны на номера, при этом, расхаживая по автобусу, готовится к выступлению. Отмечаю, что в гастрольном транспорте он чувствует себя почти как дома. Немудрено: гастроли продолжаются уже полгода, а Воронеж – как раз заключительный город перед отпуском всего коллектива.
Собравшись, Кочерга выходит из автобуса, осведомляется о подготовке к началу программы и сообщает, что выступление откладывается на четверть часа – еще не все гости прошли на стадион.
– Геннадий Иванович, расскажете о концепции программы? – спрашиваю.
– Давать интервью перед началом – плохая примета, – отрезает он. – А после – готов посвятить вам весь вечер!
Начало
Трибуны заликовали. Стало понятно, что все зрители на местах. Холодало.
Кочерга командует – начинать. Выезжают вполне обычные автомобили, но видно – «прокачены». Каскадеры демонстрируют высший пилотаж. Но это только начало – разогрев.
На третий номер меня берет с собой Вадим Токмаков, поэтому каким был второй номер – я не знаю. Все это время я пытаюсь залезть в бигфут. Это машина-монстр. Вадим садится первым, открывает мне дверь и объясняет: «Берешься за дверную ручку, ставишь ногу на колесо, а потом сюда – на подножку». Но вот незадача – я еле-еле дотягиваюсь до ручки. Немного подпрыгнув, все же ставлю ногу на колесо, но не везет: поставить ногу на подножку у меня тоже не получается. Высоко. Пришлось испачкать коленки. С горем пополам – я внутри. Холодало.
Вижу, как кто-то из каскадеров завершает номер: едет на двухколесной машине, два других – висят в воздухе.
– А раньше и я на такой машине ездил, – говорит мне Вадим. – А потом кисть руки сломал, и все: а там надо руль хорошо крутить, удерживать.
– А на бигфуте не надо?
– Он разгоняется всего-то до 80 км/ч.
Вадим Токмаков стал каскадером в далеком 1996 году, потому что даже не представлял себя в другой профессии. Скорость и адреналин – это, пожалуй, главные его спутники. В 2003-м Вадим разбился на ралли, диагностировали перелом позвоночника, последовала длительная реабилитация. К скорости он все же вернулся, но ненадолго – в 2005 году каскадер открывает свой бизнес и «завязывает» с гонками. Правда, бизнес прожил недолго. И по счастливому стечению обстоятельств в это время Вадим знакомится с Геннадием Кочергой, который приглашает его в свой театр.
– Геннадий Иванович – это не просто постановщик трюков, это наш наставник и мозг, даже в самые трудные времена ему удается держать театр на плаву, – рассказывает Токмаков.
И вот наш выход. Едем на максимуме. Впереди на стуле – человек. Мы быстро сближаемся, и вот… По логике вещей, он должен был оказаться у нас под колесами, но он в самый последний момент успел отскочить. Но этого из салона бигфута не видно, поэтому мой вопрос звучит оправданно: «Что с ним?» Вадим меня успокаивает: каскадер успел убежать.
– На самом деле подобные трюки очень ответственны. В них ты отвечаешь не только за себя, но и за здоровье товарища, – объясняет собеседник. – Особенно переживаю, когда мы с Романом Романовым «бьемся» на бигфутах. Надо быть и аккуратным, чтобы ему не навредить, и работать на публику. Если я ударю машину слабо, не будет так зрелищно.
Кульминация
Трюки продолжаются. Я пристроилась к каскадерам, которые либо уже выполнили свой номер, либо ожидали его. Они быстренько «спрятали» меня за своими спинами.
– Мало ли что: тормоза откажут, и машина полетит в эту сторону, – объясняют мне.
Холодало.
Но тут главный, чтобы я не мерзла и в целях безопасности, попросил ребят посадить меня в бигфут, который был припаркован так, что из его окна отлично видно всю программу. В него я забираюсь по стремянке.
Программу поделили на несколько исторических периодов: каскадеры показывают войну с фашистами – времена Великой Отечественной войны, лихие 90-е с настоящей перестрелкой и погонями под треки из фильма «Бригада» и даже XXII век с битвой титанов – танка и единственного в России трансформера «ТАЗотрон».
Гвоздем программы становится выступление родственного дуэта: Сергей Кочерга, сын основателя театра, выступает в связке со своим сыном Тимуром. Мальчику всего три года. Он радует зрителей прохождением дистанции с препятствиями на квадроцикле.
И вот – долгожданное огненное кольцо. Каскадера Виктора Егера ведущий называет самым бесстрашным в команде. Он выполняет трюк без специального снаряжения. На его счету, наверное, сотни таких прыжков, он выступает уже десять лет. На вопрос – а вдруг загорится одежда, и трюк не получится? – Виктор отвечает просто:
– Ну, не повезло. Хотя для этого и нужны репетиции, чтобы четко выполнять то, что ты должен выполнять. Каскадер, наверное, – это призвание. Это адреналин. Нельзя просто так взять и бросить. Сейчас мы отрабатываем последний город, дальше – домой, в отпуск. Но уже через месяц меня потянет обратно, – рассказывает Егер.
Виктору всего 32 года, но он называет столько травм, что невольно округляются глаза.
– У меня был перелом шести ребер, перелом двух ног, разрыв мениска, разрыв связок. Продолжать? – улыбается каскадер. – И я все равно возвращаюсь, потому что мне это нравится. Врачи даже говорят, что мы восстанавливаемся гораздо быстрее. Когда я сломал ноги, мне сказали, что надо ходить в гипсе три месяца, но я через месяц снял, размялся и начал выступать.
Завершение
Многие Виктору Егеру после «горячего» выступления аплодировали стоя. Но погоде было все равно. Холодало.
На стадионе появляется битая «четверка»: каскадеры устраивают погоню за ней. Зрителей держат в напряжении десять минут, а потом показывается машина-монстр. Она в одиночку пытается «закатать» легковушку.
В бигфут, из которого наблюдала я, скоро запрыгивает Сергей Кочерга.
– Прокатимся? – подмигивает он.
Я вцепилась в то, что нашла. Вроде держусь, и вроде согрелась. Три раза преодолеваем препятствие в виде машинного металлолома – туда-сюда, туда-сюда. Трибуна так близко, что вижу эмоции людей. Они кричат. А я – нет. Как-то неудобно рядом с таким спокойным человеком. Сергей Кочерга участвует в экстремальном шоу с шести лет. Является лидером команды, выполняет самые трудные и опасные трюки.
Это финальный номер на сегодня. Каскадеры выходят на поклон. Толпа поклонников просит их сфотографироваться и непрерывно аплодирует. И это, наверное, лучшая награда для трюкачей.
– Шоу – это общая работа команды. И результат – общая победа: ребята не выходят к зрителю неподготовленными. Каждый – профессионал своего дела, у ребят их номера отточены до мельчайших деталей, – подводит итог выступлению Геннадий Кочерга.