Поздравляем, у вас подросток. Этот период − не катастрофа, а важнейший этап сепарации, когда ваш ребенок кричит всей своей сущностью: «Я − личность!» И ваша задача − не помешать этому процессу, а стать в нем мудрым проводником. В этой статье детский психолог Воронежского отделения Российского детского фонда кризисного центра «Право голоса» экзистенциальный психотерапевт Мария ЗУБАЩЕНКО ответила на самые острые вопросы родителей.
− Что такое подростковый кризис?
− Подростковый кризис − резкий, но необходимый скачок во взрослость. Хотя его сложно переживать, это время мощной трансформации, после которой появляется совершенно новый человек.
Сейчас может быть тяжело, но скоро вы увидите результат: перед вами будет личность с обновленным мышлением, с которой можно выстроить взрослые, партнерские отношения. Это похоже на превращение куколки в бабочку − сложная внутренняя работа приводит к рождению нового существа.
− Почему ребенок закрывается? Это нормально или это тревожный знак?
− Ответ на этот вопрос очень индивидуален и зависит от предыдущего опыта общения в семье. Если до этого семья была близка: вместе проводили время, делились секретами, отмечали праздники, и вдруг ребенок резко замкнулся в себе, это может быть тревожным звоночком. Внезапная замкнутость без видимых причин часто сигнализирует о том, что у подростка возникла проблема, с которой он не знает как подойти к вам. Возможно, он переживает стресс, столкнулся с буллингом или испытывает сильные внутренние конфликты. В этом случае важно мягко и ненавязчиво предложить свою поддержку и дать понять, что вы всегда на его стороне.
Если эмоциональная близость в семье и раньше была невысокой, то в период подросткового кризиса дистанция может лишь увеличиться. И это − естественное развитие событий. Подростковый кризис − не патология, а важнейший этап взросления.
− Как найти баланс между контролем и свободой?
− В подростковом возрасте тотальный контроль не только невозможен, но и вреден. Современный мир − социальные сети, онлайн-общение − слишком сложен, чтобы родители могли разобраться во всем на 100%. Однако пускать все на самотек тоже нельзя.
Контроль необходим там, где речь идет о безопасности и законе. Родитель должен быть уверен, что жизни подростка ничего не угрожает и он не совершает противозаконных действий. Это − незыблемая основа.
Доверие строится на взаимности. Если подросток игнорирует договоренности, важно честно объяснить: «Ты не информируешь меня, а я несу ответственность, поэтому контроль усилится». Это не наказание, а вынужденная мера безопасности.
Подростковый возраст − время проб и ошибок. Странные увлечения или «неподходящая» компания − часть этого процесса. Помните, какими были вы в его годы. Разумный контроль нужен, но важно позволить ребенку учиться на собственном опыте, как когда-то учились мы.
− Что делать, если подросток на все вопросы отвечает «норм», «ок» и не хочет делиться?
− Когда подросток ограничивается односложными ответами, это часто говорит не о скрытности, а о том, что формат общения его не устраивает. Здесь стоит рассмотреть два ключевых момента.
Первое – о чем вы с ним разговариваете?
Часто на консультациях родители уверенно говорят: «Да мы постоянно разговариваем! Он приходит из школы, и мы спрашиваем: как школа? Как математика? Как русский?» Но для подростка эти вопросы − не про его жизнь, а про формальную отчетность. Он только что вернулся из школы и, возможно, хочет забыть ее как страшный сон.
Его настоящие интересы лежат в другой плоскости: какая у него новая игра, как он прокачал персонажа, что посмотрел в интернете или обсудил с друзьями. Родители же часто не считают эти темы «важными», фокусируясь на оценках. Но именно разговор на его языке о его увлечениях − мост к доверительному общению.
И второй момент − показываете ли вы сами пример открытости?
Задумайтесь: делитесь ли вы с подростком своими переживаниями? Рассказываете ли, как прошел ваш день на работе, что вас обрадовало или огорчило? Создана ли в семье атмосфера, где принято делиться не только достижениями, но и эмоциями?
Если мы хотим, чтобы подросток научился обсуждать свои переживания, мы должны показывать ему это на собственном примере. Доверие и искренность − улица с двусторонним движением. Создавайте благоприятную атмосферу для диалога, начиная с себя.
− Как же общаться с подростком, чтобы наладить контакт?
− Построение диалога с подростком − искусство, где некоторые слова и фразы лучше исключить, чтобы не возводить между вами стены.
Что же делать? Я − за искренность и честность.
Право на ошибку есть у всех (у вас в том числе). Если вы не сдержались и накричали − не стесняйтесь подойти и извиниться. Это не уронит ваш авторитет, а, наоборот, сблизит вас и покажет пример: ошибаться и признавать свои ошибки − нормально. И вы научите ребенка тому же.
Подросток остро нуждается в вашей любви, даже если всем своим видом показывает обратное. Он проходит через стадию неуверенности в себе, и ваши слова «Я тобой горжусь», «У тебя здорово получается» или даже «Я люблю тебя» − мощная поддержка. Поощряйте даже маленькие победы.
Объясняйте причину, а не просто требуйте. Подросток − уже не ребенок, который соглашается, «потому что мама так сказала». Ему важно понимать почему. Классический пример: вместо требования «Возьми у меня сумки!» попробуйте объяснить: «Я очень устала после работы, помоги мне, пожалуйста, донести продукты» или «У меня болит спина, мне тяжело нести одной, можешь помочь мне?» Когда ясно видна причина просьбы, исчезает почва для конфликтов и сопротивления. Подросток начинает видеть в вас не командира, а живого человека, который нуждается в его помощи и поддержке. Это воспитывает в нем эмпатию и ответственность, а не слепое послушание.
− Получается, подростковый возраст – это мост между детством и взрослой жизнью?
− Ваша роль как родителя − не контролировать каждый шаг, а стать надежной опорой, родителем, который позволяет ошибаться, но всегда готов поддержать. Доверие, диалог и личный пример − вот три ключа к тому, чтобы пройти этот период вместе, сохранив контакт и уважение. Помните: ваша цель − не идеальный ребенок, а счастливый и самостоятельный человек, который знает, что его любят таким, какой он есть.