Звучит парадоксально, но большевики, борясь с церковью и запрещая религиозные праздники, в том числе и Рождество, спасли его.
Рождество Христа отмечается людьми с 336 года. Все это время главным действующим лицом праздника был, конечно же, Младенец Иисус. Но вот с середины 20 века в странах запада, где доминирующей религией является католицизм и протестантизм, новорожденный Спаситель постепенно начинает заменяться… Санта-Клаусом.
Изначально Санта-Клаус был никем иным, как воплощением на Земле Святителя Николая. Что ж, выбор вполне достойный. (Заметим, что прежний рождественский Санта более походил на русского Деда Мороза).
С 1966 года Святитель Николай перестаёт быть прототипом Санта-Клауса – с этого момента Санта в том облике, в каком мир его сейчас знает – это всего лишь рождественский облик компании Coca-Cola. Именно Coca-Cola и стала основным распространителем идеи, что главным героем Рождества является именно Санта-Клаус.
Значимость Санта-Клауса помогли поднять и американские фильмы: «Плохой Санта«, «Как Гринч украл Рождество» и др. рассказывают о том, что главное действующее лицо праздника отнюдь не Иисус, а именно Санта.
Ни немецкий «рождественский дед» Вайнахтсман, ни французский Пэр Ноэль, ни шведский Йолотомен, ни датский Юлеманден, ни норвежский Юлебукк, ни карельский Паккайне не были удостоены таких лавров и продолжают занимать каждый свое место – достаточно скромное на фоне Младенца.
Рождество стало невероятно коммерческим праздником. По статистике, те же американцы в предрождественские дни тратят денег в магазинах столько же, сколько потом – за целый год.
«Немецкие христиане выразили недовольство новым путеводителем по стране, выпущенным немецким правительством для вновь прибывших эмигрантов, где в главе, посвященной традиции празднования Рождества, перед читателем предстает полный ассортимент «рождественской индустрии», рассказываются легенды о Санта-Клаусе, в то время как о рождении Христа в книге не сказано ни слова», – пишет Дмитрий Разумовский на сайте «Правмир».
Далее он продолжает: «В западном христианском мире наиболее радикальной попыткой сопротивления коммерциализации праздника стал проект американца Арта Конрада, установившего во дворе дома белый крест высотой 4,5 метра, на котором был распят Санта-Клаус. Рождественские открытки с фотографией распятого Санта-Клауса Конрад разослал своим друзьям. Открытки сопровождала подпись: «Санта умер за твою MasterCard». В Англии Британская церковная рекламная служба, заказавшая ряд постеров, на которых Младенец-Христос предстает одетым в шубу и колпак Санта-Клауса, один из трех волхвов приносит младенцу-Христу свой дар, на котором болтается магазинный ценник, младенец Иисус предстает и в образе героя кубинской революции Че Гевара, уже давно превратившегося из символа контркультуры в рекламный лейбл».
Русский Дед Мороз до Октябрьской революции тоже появлялся на рождественских праздниках в качестве «дарителя», но большой популярностью не пользовался. Настоящее признание Дед получил уже в СССР как главный управитель Нового года, полностью покинув Рождество.
Рождество в западном мире для обывателя превратилось, по сути, в наш, русский Новый год. Отличие в том, что Новый год – праздник светский, который позволяет разные вольности – маскарады, неоправданные траты, появление сказочных персонажей и проч. Все это привнесли в празднование Нового года большевики, в противном случае православное Рождество в России могла бы ожидать та же участь, что у католиков и протестантов.
А вот новогодняя ёлка – не большевистское изобретение. Украшать жилища хвойными деревьями было предписано указом Петра I, и относилось оно именно к празднованию Новолетия 1700 года. Только через полтора века ёлка стала ещё и рождественским символом.
Что касается празднования Рождества Христова, то не так уж и долго оно было «под запретом». С 1922 года началась компания за преобразование Рождества в советский праздник – комсомольское рождество, комсомольские святки.
Так, 6 января 1929 года в Воронеже в Саду пионеров был устроен антирелигиозный карнавал. Активная молодежь нарядилась в чертей, монахов, бесов и с факелами устроила шествие по городу. Об антирелигиозном мероприятии положительно (а как же иначе!) написала газета «Коммуна»: в противовес праздника Рождества Спасителя комсомольцы устроили «похороны Иисуса».
Официально Рождество было отменено в СССР в 1929 году – этот день стал рабочим днём. Но реабилитация ёлки к новому 1937 году, которая вновь стала новогодней, умерила пыл антирелигиозных активистов.
Кто хотел, всё равно праздновал Рождество, но без показухи. Возможно, потому в этом празднике по сей день остался именно религиозный смысл – рождение Иисуса Христа, который пришел спасти мир.
Не стал коммерциализованным праздник и после 1990 года, когда Верховный Совет РСФСР возродил празднование Рождества на государственном уровне: 7 января было объявлено официальным выходным днем. Весь свой пыл мы продолжаем тратить во время празднования Нового года.
Конечно, гражданский Новый год как праздник перебивает Рождественский пост, который предписан православным. Но в то же время Новый год смог удержать праздник Рождества от лишней светской мишуры. Так что большевики, сами того не ведая, спасли Рождество от ненужных «героев», дав остаться ему духовным.
Как вести себя в канун Рождества – в Сочельник, 6 января, можно прочесть здесь.