2025-06-18

Как архитекторы и предприниматели оживляют памятники и советские здания

Как архитекторы и предприниматели оживляют памятники и советские здания
На прошедшем в Воронеже архитектурном форуме «Зодчество ВРН» архитекторы и предприниматели со всей России обсудили, как «оживить» и «перезапустить» историческое наследие и устаревшие городские пространства региона. Как калач и пастила могут превратить маленький город в туристический центр и как старый ДК сделать местом притяжения молодежи – расскажем в нашем материале.

Как пастила вернула жизнь в Коломну

Сегодня в России зарегистрировано около 150 тыс. охраняемых объектов культурного наследия (ОКН), треть из них – в аварийном состоянии. Что можно сделать с этими зданиями? Как их «оживить»? О принципах оживления исторического наследия эксперты рассказали на сессии «Историческое наследие как ресурс для развития».

Пожалуй, самый успешный пример того, как историческое наследие может быть востребованным и приносить прибыль, демонстрирует опыт подмосковной Коломны. О нем рассказал президент АНО Деловой клуб «Наследие и экономика», предприниматель, историк и ландшафтный архитектор Дмитрий Ойнас (Москва).

Сейчас Коломна – туристический центр Подмосковья, куда приезжают за коломенской пастилой и калачами, а еще – за прогулками по историческому центру города. Недвижимость в Коломне стоит столько же, как на Цветном бульваре.

До 2008 года историческая часть города была в маргинальном состоянии. Купить жилье можно было по бросовой цене, вспоминает Дмитрий Ойнас.

Все изменилось после того, как предпринимательницы Наталья Никитина и Елена Дмитриева в 2008 году сумели возродить старинный рецепт коломенской пастилы. Первую партию лакомства продали на одном из праздников. Успех пастилы был таким ошеломляющим, что бизнес-партнеры построили в Коломне музей и фабрику пастилы. Ну а дальше примеру женщин последовали другие предприниматели, которые начали возрождать старинные промыслы Коломны.

Сейчас исторический центр города представляет собой музейно-творческий кластер «Коломенский посад». В нем – больше 40 музеев, в которых проводят театрализованные экскурсии. Всего в экономике города занято около 200 компаний, которые опираются на ресурсы локального наследия.

Калач как наследие

Отдельного внимания в Коломне заслуживает музей «Калачная». В XVIII веке в его здании находилась настоящая калачная лавка. Сейчас в музее на глазах посетителей выпекают коломенские калачи по рецепту XIV века. Пекари трудились над его возрождением больше полугода.

Дмитрий Ойнас, который занимался реставрацией памятника, отметил, что в основу перезапуска здания лег калач – нематериальное, гастрономическое наследие Коломны. Здесь пекут не просто хлебобулочные изделия, а уникальные артефакты истории города.

– Когда мы говорим об историческом наследии, почему-то всегда говорим про архитектуру, хотя это понятие – гораздо более широкое. Ведь историческое здание – это всего-навсего кирпичи и бревна. «Калачную» можно рассматривать и как бизнес, и как туристский проект. Здание «Калачной» работает, потому что в нем происходят активности, которые привлекают людей и приносят доход, – отметил Дмитрий Ойнас.

Спикер убежден, что тема коломенского калача – гораздо более широкая, чем одна лавка. Это большая экономика, которая строится не вокруг здания, а вокруг символа. Поэтому инвестировать нужно не в здания, а в бизнес-проекты.

Модный тренд

По мнению Дмитрия Ойнаса, сейчас историческое наследие становится модным трендом. Звезды эстрады активно покупают исторические здания, чтобы сделать в них бутик-отели.

– Гламурные барышни теперь хвастаются купленными избушками. Мы видим тенденцию – формируется рынок исторической недвижимости, – отметил Дмитрий Ойнас.

Добиться, чтобы историческая недвижимость вошла в моду, поставил себе целью еще один эксперт – Александр Пчелинцев, управляющий партнер компании «Даль» (Москва), которая занимается стратегиями разработки исторических территорий и концепциями ОКН.

Пчелинцев отметил: помимо ОКН, в России огромное количество исторических зданий. Многие из них – в плачевном состоянии. Их утрата приведет к утрате исторического облика многих городов.

По словам эксперта, заниматься восстановлением старинных зданий – очень дорогое удовольствие. Зачастую расходы на такую недвижимость составляют десятки миллиардов рублей в год.

Спикер рассказал о своем некоммерческом проекте «Дом вдали». Это телеграм-канал, где собрана информация о продающейся по всей России исторической недвижимости. По мнению Пчелинцева, ресурс поможет сформировать индустрию и рынок наследия. В этом Россия пока уступает развитым странам.

– Частные инвестиции – пока единственный способ спасти наследие. Миссия «Дома вдали» – сделать его покупку модным трендом, – пояснил эксперт.

Как из ДК сделать Дом молодежи

На сессии «Вторая жизнь: как увидеть новое в уже построенном» эксперты обсудили подходы к редевелопменту. Это процесс обновления и реконструкции устаревших и заброшенных городских пространств. Среди них могут быть руины и недострои.

Одним из спикеров встречи был молодой архитектор из Екатеринбурга Артур Ларионов. Он рассказал о своем опыте проекта реконструкции типового здания советского модернизма в Архангельске. Поначалу это был Дом культуры моряков, позже – ЗАГС, кинотеатр. А в 2011 году сюда перебрался Дом молодежи. Здесь появились коворкинг, новые секции, мастерская по изготовлению скейтбордов. Но стенам требовался серьезный ремонт. Из-за конструктивной ошибки они промерзали и разрушались.

При работе над проектом здания команда Артура Ларионова выяснила, что в нем несколько лет проходил фестиваль стрит-арта. Часть фасада была разрисована граффити. Чтобы сохранить социум, который стал душой Дома молодежи, к работе над проектом реконструкции здания команда архитектора привлекла сообщество граффитистов и андеграундную тусовку.

В ходе реконструкции здание утеплили вентфасадами. Часть стен на фасаде Дома молодежи архитекторы оставили для рисунков граффитистов. Такой подход архитектор называет «управляемым вандализмом».

– Когда ты везде запрещаешь рисовать, граффитисты начинают потихоньку везде все портить. А когда они понимают, что у них есть легальные плоскости, вандализм в других местах сходит на нет. Так и случилось. Здание стоит пятый год. Оно заросло граффити только в тех местах, где они были запланированы. Мы считаем, что это наша победа, – отметил Артур Ларионов.

В стилобате здания раньше размещался огромный неработающий теплоузел. Он «съедал» 1/30 площади пространства. Во время реконструкции ржавое оборудование вынесли, а на освободившемся месте создали круглогодичный скейтпарк.

Во внутреннем дворе, на месте склада ржавых машин, одну из стен превратили в открытый скалодром, на котором теперь тренируются дети и подростки. Здесь же проводятся соревнования.

– В здание заехали студия по уличному рисунку и секция по альпинизму. Здесь собираются скейтеры, граффитисты, производители молодежной одежды и софта. Словом, молодежь, которая пришла в это здание, поняла, что это действительно их дом, – отметил архитектор.

По словам Артура Ларионова, в процессе работы над объектами наследия архитектору важно думать не о самовыражении, а о том, для кого их нужно обновить.