Свежие новости
Все новости
Пробки



«Кабала святош» в Камерном театре Воронежа – о конфликте творца и чиновника

17.06.2019, 16:08

В Камерном театре Воронежа в короткий срок ставили спектакль «Кабала святош» по Михаилу Булгакову, и вот он вышел за рамки репетиционного процесса – к своему зрителю. 3 и 15 июня состоялись премьерные показы в рамках «воронежской программы» Платоновского фестиваля искусств.

Тема, которая здесь звучит, понятна с первых же минут, выстрадана режиссером Михаилом Бычковым и очень ему близка. В центре повествования – фигура величайшего драматурга Жана Батиста Мольера и извечный вопрос взаимодействия творца и власти. В этом слышен намек Бычкова и на собственную автобиографию, и на всеобщую травлю творцов по всей стране.

– Этот спектакль возник бы в любом случае – появилась бы идея «воронежской программы» Платоновского фестиваля или нет. Просто, возможно, в какие-то другие сроки. Но так как идея возникла, нам показалось логичным ставить по пьесе одного из самых значимых и заметных современников Андрея Платонова – по Михаилу Булгакову, – сказал режиссер Михаил Бычков. – Это вполне укладывалось в общий дух фестиваля. И спектакль появился в том числе благодаря софинансированию воронежских проектов.

На сцене – рамка со светящимися контурами, как будто окошко в другую реальность. Магическую, патетическую, преисполненную художественными смыслами в метафорах – в театральную. Перед ней возникают люди, которые никогда не поймут всех этих смыслов. Роль Мольера играет «золотомасочник» Камиль Тукаев. Сказать, что его исполнение великолепно – ничего не сказать. Всю гамму чувств, которую мы способны испытывать, вы увидите в игре актера: в его движениях, его глазах – настолько он кажется искренним.

– Для меня спектакль «Кабала святош» стал частью некой трилогии о давлении на личность. Мой герой Дядя Ваня был раздавлен векторами снаружи, а Креон – изнутри. И Мольер испытывает давление. С одной стороны, собственного таланта, а с другой – власти и религии, – сказал Камиль Тукаев. – Ему нужно держать баланс, чтобы сохранить себя. И это сложная актерская задача. У Мольера так много проблем! Он любит Арманду, расстается с Мадленой, он должен сохранить труппу, уходит один из лучших актеров  и тут надо что-то решать, должен продвигать свое творчество, отстаивать «Тартюфа», который запрещен, строить взаимоотношения с королем… Так трудно сыграть эту многозадачность!

Но прекрасен не только Тукаев, а каждый актер, выходивший на сцену. Это тот случай, когда хочется говорить, что не бывает маленьких ролей – хоть ты персона № 1 в государстве, король Людовик XIV (актер Андрей Мирошников), хоть тушильщик свечей Бутон (актер Андрей Новиков)!

Актриса Екатерина Савченко, сыгравшая Мадлену, очень обрадовалась наисложнейшей задаче, которую перед ней поставили. Во-первых, ей пришлось выучить французский язык, на котором она не говорила совершенно, а во-вторых, ее героиня – масштабная фигура, но текста у нее очень мало. От того, как она произнесет текст, зависит то, какой увидит ее зритель.

– У Мадлены всего 30 реплик и два маленьких монолога. И в это надо уместить жизнь и судьбу. Я должна сыграть судьбу между реплик, это очень сложно, – призналась актриса. – Режиссер решил, что с помощью песен можно будет расширить актерский материал. Понятно, что в спектакле про французский театр герои не могут петь плохо. Потрясающая задача: спеть так, чтобы никто не заметил, что я языка не знаю. Теперь это мой любимый язык!

Словом, и декорации, и свет, работа артистов и режиссера – все в этом спектакле подчинялось наиважнейшей задаче – демонстрации остроты вопроса, волновавшего Мольера еще в XVII веке и не утратившего своей актуальности сегодня. По сути, это история о том, что в решении конфликта между властью и художниками за почти четыре века общество не продвинулось ни на шаг вперед, а может, и вовсе шагнуло назад… Близко ли пропасть?

Бычков старается показать не только эпоху Мольера, наполняя спектакль французским духом и атмосферой (здесь звучат «золотые» шлягеры Азнавура и Джо Дассена, присутствуют несколько интимных сцен, раскрывающих личность Мольера в отношениях с женщинами, и некоторая бутафория из того времени), но и наши дни. Отсюда у короля под торжественной мантией смокинг, а у Мольера при всей его, казалось бы, каноничности нарочито современные красные ботинки. (Или это цвет греха? Хотя гораздо важнее, что возвышается над ним). И тут снова стоит вернуться к рамке со светящимися контурами. В данном контексте она уже трансформируется и демонстрирует не столько разницу между реальностью и театральностью, сколько некий временной портал с прицелом на историческое повторение ситуации во времени.

– Сама жизнь дала нам повод обратиться к пьесе 30-х годов. Мы начинаем слышать об арестах, цензуре, доносах, возникает в обществе некоторое противостояние религиозных и светских кругов, это невольно выводит на вещи, о которых писал Булгаков. И, конечно, нас в данном контексте волнует не столько судьба драматурга, перипетии его личной жизни, сколько наша жизнь и схожесть с теми событиями, – подчеркнул Бычков.

А еще это спектакль про нравы. Наши и духовенства. Про упадок этих нравов. Юрий Овчинников в роли де Шаррона – самый яркий тому пример. Именно от Кабалы священного писания д’Орсиньи (актер Василий Шумский, кстати, также бесконечно прекрасный в своей роли) получает заказ на убийство Мольера. К слову, дуэль окажется проваленной. Но не будем раскрывать всех секретов.

Премьерный спектакль Михаила Бычков, ставший, по сути, откровением, был воспринят публикой с огромным восторгом.

Фото Алексея Бычкова

Автор: Ирина Лазарева
Смотреть все статьи
Читайте также:
Собственники воронежского Северного леса хотят обменять его на земли лесного фонда
Подробно


Воронежская студия Wizart снимет новый мультфильм по Пушкину
Генеральный продюсер компании Владимир Николаев сообщил, что воронежская студия Wizart Animation готовится к производству нового полнометражного мультфильма «Дело Спящей красавицы» по мотивам сказки Пушкина.
вчера, 19:48.
Книгу «Вечный Воронеж» презентовали соавторы Юрий Голубь и Николай Сапелкин
Журналист Юрий Голубь и краевед Николай Сапелкин презентовали 18 апреля написанную в соавторстве книгу «Вечный Воронеж» – о прошлом, настоящем и будущем воронежского региона; о знаках времени, символах и людях города.
20.04.2021 13:32.