В Камерном театре Воронежа в короткий срок ставили спектакль «Кабала святош» по Михаилу Булгакову, и вот он вышел за рамки репетиционного процесса – к своему зрителю. 3 и 15 июня состоялись премьерные показы в рамках «воронежской программы» Платоновского фестиваля искусств.
Тема, которая здесь звучит, понятна с первых же минут, выстрадана режиссером Михаилом Бычковым и очень ему близка. В центре повествования – фигура величайшего драматурга Жана Батиста Мольера и извечный вопрос взаимодействия творца и власти. В этом слышен намек Бычкова и на собственную автобиографию, и на всеобщую травлю творцов по всей стране.
– Этот спектакль возник бы в любом случае – появилась бы идея «воронежской программы» Платоновского фестиваля или нет. Просто, возможно, в какие-то другие сроки. Но так как идея возникла, нам показалось логичным ставить по пьесе одного из самых значимых и заметных современников Андрея Платонова – по Михаилу Булгакову, – сказал режиссер Михаил Бычков. – Это вполне укладывалось в общий дух фестиваля. И спектакль появился в том числе благодаря софинансированию воронежских проектов.
На сцене – рамка со светящимися контурами, как будто окошко в другую реальность. Магическую, патетическую, преисполненную художественными смыслами в метафорах – в театральную. Перед ней возникают люди, которые никогда не поймут всех этих смыслов. Роль Мольера играет «золотомасочник» Камиль Тукаев. Сказать, что его исполнение великолепно – ничего не сказать. Всю гамму чувств, которую мы способны испытывать, вы увидите в игре актера: в его движениях, его глазах – настолько он кажется искренним.
– Для меня спектакль «Кабала святош» стал частью некой трилогии о давлении на личность. Мой герой Дядя Ваня был раздавлен векторами снаружи, а Креон – изнутри. И Мольер испытывает давление. С одной стороны, собственного таланта, а с другой – власти и религии, – сказал Камиль Тукаев. – Ему нужно держать баланс, чтобы сохранить себя. И это сложная актерская задача. У Мольера так много проблем! Он любит Арманду, расстается с Мадленой, он должен сохранить труппу, уходит один из лучших актеров – и тут надо что-то решать, должен продвигать свое творчество, отстаивать «Тартюфа», который запрещен, строить взаимоотношения с королем… Так трудно сыграть эту многозадачность!
Но прекрасен не только Тукаев, а каждый актер, выходивший на сцену. Это тот случай, когда хочется говорить, что не бывает маленьких ролей – хоть ты персона № 1 в государстве, король Людовик XIV (актер Андрей Мирошников), хоть тушильщик свечей Бутон (актер Андрей Новиков)!
Актриса Екатерина Савченко, сыгравшая Мадлену, очень обрадовалась наисложнейшей задаче, которую перед ней поставили. Во-первых, ей пришлось выучить французский язык, на котором она не говорила совершенно, а во-вторых, ее героиня – масштабная фигура, но текста у нее очень мало. От того, как она произнесет текст, зависит то, какой увидит ее зритель.
– У Мадлены всего 30 реплик и два маленьких монолога. И в это надо уместить жизнь и судьбу. Я должна сыграть судьбу между реплик, это очень сложно, – призналась актриса. – Режиссер решил, что с помощью песен можно будет расширить актерский материал. Понятно, что в спектакле про французский театр герои не могут петь плохо. Потрясающая задача: спеть так, чтобы никто не заметил, что я языка не знаю. Теперь это мой любимый язык!
Словом, и декорации, и свет, работа артистов и режиссера – все в этом спектакле подчинялось наиважнейшей задаче – демонстрации остроты вопроса, волновавшего Мольера еще в XVII веке и не утратившего своей актуальности сегодня. По сути, это история о том, что в решении конфликта между властью и художниками за почти четыре века общество не продвинулось ни на шаг вперед, а может, и вовсе шагнуло назад… Близко ли пропасть?
Бычков старается показать не только эпоху Мольера, наполняя спектакль французским духом и атмосферой (здесь звучат «золотые» шлягеры Азнавура и Джо Дассена, присутствуют несколько интимных сцен, раскрывающих личность Мольера в отношениях с женщинами, и некоторая бутафория из того времени), но и наши дни. Отсюда у короля под торжественной мантией смокинг, а у Мольера при всей его, казалось бы, каноничности нарочито современные красные ботинки. (Или это цвет греха? Хотя гораздо важнее, что возвышается над ним). И тут снова стоит вернуться к рамке со светящимися контурами. В данном контексте она уже трансформируется и демонстрирует не столько разницу между реальностью и театральностью, сколько некий временной портал с прицелом на историческое повторение ситуации во времени.
– Сама жизнь дала нам повод обратиться к пьесе 30-х годов. Мы начинаем слышать об арестах, цензуре, доносах, возникает в обществе некоторое противостояние религиозных и светских кругов, это невольно выводит на вещи, о которых писал Булгаков. И, конечно, нас в данном контексте волнует не столько судьба драматурга, перипетии его личной жизни, сколько наша жизнь и схожесть с теми событиями, – подчеркнул Бычков.
А еще это спектакль про нравы. Наши и духовенства. Про упадок этих нравов. Юрий Овчинников в роли де Шаррона – самый яркий тому пример. Именно от Кабалы священного писания д’Орсиньи (актер Василий Шумский, кстати, также бесконечно прекрасный в своей роли) получает заказ на убийство Мольера. К слову, дуэль окажется проваленной. Но не будем раскрывать всех секретов.
Премьерный спектакль Михаила Бычков, ставший, по сути, откровением, был воспринят публикой с огромным восторгом.