В город Лодзь, который с польского переводится как «ладья», или «лодка», мы с коллегой Натальей Черниковой попали по приглашению наших друзей Татьяны и Януша Хойнацки. Добираться до него из экономии решили на электричках. Эта затея вылилась в нервотрепку, хотя и познакомила нас с некоторыми особенностями местной жизни.
Луковы бывают разные
Для начала пани кассирша на вокзале Тересполя, куда мы прибыли из Бреста в общем вагоне вместе с кучей мигрантов, выдала нам неправильные билеты, о чем мы узнали буквально за несколько минут до отправления электрички (всего до Варшавы их будет три, и еще одна – от Варшавы до Лодзи). Хорошо, что вторая кассирша вовремя распознала ошибку и выправила нам верные проездные документы, иначе пришлось бы часов пять куковать в этом приграничном городке, где даже в обменных пунктах валюты можно было встретить объявление: «Цены договорные».
Получив вожделенные билеты, мы кинулись на платформу, к которой уже подали электропоезд. Мы заняли свои места в вагоне, который, к нашему удивлению, оказался мягким, да еще и с электронным табло. Забегая вперед, скажу, что и в трех других электричках, на которых мы добирались до Лодзи, также были мягкие кресла, разительно контрастировавшие с теми «дубовыми» скамьями, с которыми приходится иметь дело в России.
Мало того, как выяснилось, все электрички от Тересполя до Варшавы «подвязаны» друг к другу и ожидают прибытия «смежной», невзирая на расписание, если та опаздывает и в ней есть хотя бы один транзитный пассажир – сервис, однако!
Утомленные предыдущими переживаниями, мы расслабились и в таком состоянии проехали несколько остановок, как вдруг за окном промелькнуло название очередной станции – Луков.
– Быстро за мной! – крикнул я, и, схватив в руки вещи, мы с Натальей выскочили на перрон.
К нашему великому удивлению, тот оказался совершенно пустым, да еще и в «открытом поле». И только маячившие вдалеке небольшие строения свидетельствовали о том, что где-то там тоже живут люди.
Между тем двери электрички захлопнулись, и она тронулась с места.
Я успел подумать, что ночевка под звездами нам обеспечена, когда раздался крик: «То не есть Луков!», и в раскрытом окне электровоза мы увидели озадаченное лицо машиниста, которому недавно показывали билеты.
– Тогда останавливай поезд! – крикнул я ему скорее от отчаяния, чем повинуясь голосу разума. И, о чудо, электричка остановилась, и мы с коллегой влетели в раскрывшиеся двери вагона быстрее, чем спринтер финиширует на стометровке.
Как впоследствии выяснилось, за свою станцию мы приняли «Луков сортировочный», на которой могли провести остаток дня, а то и ночь в компании полной луны и товарных вагонов. Мы по сей день благодарны тому машинисту, который не побоялся остановить поезд и взять на себя ответственность за судьбу двух заблудших русских.
По счастью, дальнейший наш путь до Лодзи прошел без приключений, и спустя шесть часов мы благополучно упали в объятия наших друзей.
В «электронной столице»
Этот симпатичный польский город, находящийся в 120 километрах к юго-западу от Варшавы и еще совсем недавно являвшийся вторым по количеству жителей, всегда считался «рабочим», за что даже получил прозвище «польский Манчестер».
Однако после того как Польша вступила в ЕЭС, молодежь в поисках работы стала в массовом порядке уезжать на Запад, так что теперь Лодзь со своими семьюстами тысячами жителей уже не второй, а лишь третий по численности город после Варшавы и Кракова.
И хотя он до сих пор считается электронной, а также кинематографической столицей Польши, положения это не спасает, и население города уменьшается день ото дня. Не знаю, правда это или нет, но, как уверяли сами поляки, сегодня ЕЭС платит здешним фермерам по 500 евро в месяц только за то, чтобы те не производили никакой сельхозпродукции и тем самым не составляли конкуренцию своим старшим собратьям по Евросоюзу.
И все-таки в Лодзи есть что посмотреть. В первую очередь это комплекс зданий одной из старейших и самой большой ранее в Европе ткацких мануфактур.
Когда-то эта фабрика, принадлежавшая местному богатею Израилю Познаньскому, обеспечивала тканями едва ли не всю Польшу. Сегодня это самый большой в Центральной Европе торгово-развлекательный комплекс с отелем, кинотеатрами, кафе, ресторанами и огромным торговым центром в виде прямоугольника, в середине которого находится площадь с фонтаном, искусственным песчаным пляжем и массой аттракционов для людей любых возрастов. Здесь можно отлично провести время и легко просадить годовую зарплату, что некоторые туристы успешно и делают.
Приятно также было прогуляться по одной из самых длинных пешеходных улиц Европы – Пиотровской – со старинными зданиями, множеством уютных кафешек, уличных скульптур и балконов, украшенных живыми цветами.
Есть здесь и «стрит», которая роднит Лодзь с Воронежем. Это улица 1905 года.
В те дни, во время Первой русской революции, на улицы города, входившего в состав Российской империи, вышло около 3000 человек, главным образом ткачей, протестовавших против подавления гражданских свобод и насильственной русификации поляков.
Посетили мы и один из дворцов XIX века, прежде принадлежавший видному шляхтичу, а сегодня превращенный в прекрасный музей. И таких дворцов-музеев в окрестностях Лодзи пруд пруди. Тут поневоле вспомнился дворец Ольденбургских в Рамони, и по сей день находящийся в «недореставрированном» состоянии.
И, конечно, не могли оставить нас равнодушными многочисленные парки и скверы Лодзи с детскими и спортивными площадками и небольшими уютными кафе, где приятно посидеть за чашкой одного из множества предлагаемых посетителям натуральных непакетированных чаев.
Зайдя как-то раз в одну из таких зеленых зон на окраине города, мы едва не заблудились в ней, зато смогли «вкусить» чистейшего, пьянящего воздуха, которым сегодня дышит «польский Манчестер». В этой связи остается только сожалеть о недавнем решении жителей Медовки, отказавшихся от зеленого пояса вокруг Воронежа в пользу частной застройки – похоже, нам есть чему поучиться у поляков.