2024-12-14

Ко Дню города: баркалон «Меркурий» будет установлен в воронежском сквере им. Ильича

События вокруг «кораблика» Меркурий» развиваются стремительно.  В конце мая в ходе почти секретной операции привычная глазу  конструкция была демонтирована  с аварийной опоры, а уже в начале июня  управа Левобережного района  начала работы  по оборудованию смотровой  площадки в виду новой стоянки «Меркурия».


События вокруг «кораблика» Меркурий» развиваются стремительно.  В конце мая в ходе почти секретной операции привычная глазу  конструкция была демонтирована  с аварийной опоры, а уже в начале июня  управа Левобережного района  начала работы  по оборудованию смотровой  площадки в виду новой стоянки «Меркурия».

На «знаковую» стоянку

Корабль, по убеждению руководителя районной управы Юрия Бавыкина, должен стоять в сквере им. Ильича – так, чтобы его видели и все гости города, въезжающие в него по Чернавскому мосту.

DSC_0471.JPG

 На сегодняшний день в сквере уже установлены лавочки и урны, в дальнейшем планируем оформить въездную группу, и этот замечательный исторический памятник станет по-настоящему знаковым местом нашего города,  – убежден Юрий Бавыкин.   Параллельно специалисты компании «Воронежстальмост» готовятся  к реставрационным работам.

Новая жизнь «Меркурия» начнется  уже в День города – 2018, обещает префект (это, напомним,  при том, что общественность слабо надеялась хотя бы на демонтаж «кораблика» к осени). 

Чтобы грамотно и со всей возможной  исторической точностью исполнить проект, Юрий Бавыкин постоянно  консультируется со множеством специалистов, и в первую очередь  Виктором Неберкутиным, который 46 лет назад изготовил со своей бригадой  из Стройтреста №2 это удивительное непрофильное для треста «изделие», причем в такие же сжатые сроки – за три месяца. 

По великой аналогии

– Чтобы найти прототип корабля, пришлось проштудировать военную историю эпохи Петра I, –рассказал корреспондентам «Горкома36»  Виктор Неберкутин. Я выбрал императорский корабль «Меркурий». Чертежи и эскизы делал, основываясь на единственной репродукции.

Стальной корабль более 6 м в длину и 2,5 м в ширину строили в цехе металлоконструкций стройтреста. Отделку, как настоящему кораблю, выполнили мореным дубом, паруса сделали из алюминия, нос корабля украсили латунной  головой льва, которого чеканил лично инженер Неберкутин.

 Виктор Алексеевич,  обратились мы к автору.  46 лет  ваш корабль  терзали  ветры, волны и хуже того   вандалы воронежские. Может, проще сделать вместо  него новый «кораблик»?

– Основные конструкции практически не пострадали – за исключением несущего швеллера,  поведал хорошую  новость Неберкутин.

DSC_0510 (2).JPG

 Корабль в свое время, может, делался  «на коленке», но с выдумкой,  экспромтом,  в нем  есть душа, – сказал Юрий Бавыкин. – Приходится иногда  видеть  фигурки кораблей, но это лишь условные силуэты.

Грунты не пускают

В общем, инициаторы не согласны на  цифровую копию «аналоговой» фигуры и сделали ставку на реставрацию. Вероятно, вместо алюминиевых парусов  появятся медные – но они будут в безопасности под  видеокамерами. Корабль будет не стоять, «как вкопанный», а совершать маневр  с соответствующим наклоном корпуса и с поднятым над «волной» носом.

Но почему бы не вернуть  «кораблик» в реальную волну – в зону водохранилища?

– Грунты на дне водохранилища таковы, что для устройства нового постамента понадобятся  дорогостоящие  буронабивные сваи, иначе парусность снова  сработает против памятника.

Возможно, когда-нибудь будет реализован и такой проект, а пока МЧС нанесет предупреждающие знаки на бетонную опору.

Под охраной чайки

Любопытно, что у опоры остался охранник  чайка.

IMG-20180529-WA0055.jpg

 Когда  конструкцию начали демонтировать, на работников было совершено нападение: их атаковала чайка, защищавшая гнездо с птенцом, – рассказал   директор комбината благоустройства Левобережного района Дмитрий Сосов. – Пришлось найти автопокрышку, старое  одеяло – и устроить чайке новое гнездо. Положили птенца, и птица быстро успокоилась. Она и сейчас выращивает птенца в новом гнезде. Возможно, «скала» станет местом массовых гнездовий?

IMG-20180529-WA0057.jpg

Любопытно еще одно наблюдение. Как и 46 лет назад,  проект исполняется  усилиями крупного предприятия, формально  не обязанного его  выполнять. Тогда это называлось  поручением советской власти, а теперь – проявлением социальной ответственности. Когда  гендиректору ЗАО «Воронежстальмост» Андрею Боровикову предложили  спасти корабль, он сказал одно: «Сочту за честь».

 А следующего ледохода баркалон точно бы не выдержал,  сказал Юрий Бавыкин.

На групповом снимке: работники управы, организовавшие и исполнившие работы по демонтажу и  транспортировке "Меркурия"(слева направо): Павел Воронежский, Евгений Скачков,  Дмитрий Сосов, Денис Воробьев.