События вокруг «кораблика» Меркурий» развиваются стремительно. В конце мая в ходе почти секретной операции привычная глазу конструкция была демонтирована с аварийной опоры, а уже в начале июня управа Левобережного района начала работы по оборудованию смотровой площадки в виду новой стоянки «Меркурия».
На «знаковую» стоянку
Корабль, по убеждению руководителя районной управы Юрия Бавыкина, должен стоять в сквере им. Ильича – так, чтобы его видели и все гости города, въезжающие в него по Чернавскому мосту.
– На сегодняшний день в сквере уже установлены лавочки и урны, в дальнейшем планируем оформить въездную группу, и этот замечательный исторический памятник станет по-настоящему знаковым местом нашего города, – убежден Юрий Бавыкин. – Параллельно специалисты компании «Воронежстальмост» готовятся к реставрационным работам.
Новая жизнь «Меркурия» начнется уже в День города – 2018, обещает префект (это, напомним, при том, что общественность слабо надеялась хотя бы на демонтаж «кораблика» к осени).
Чтобы грамотно и со всей возможной исторической точностью исполнить проект, Юрий Бавыкин постоянно консультируется со множеством специалистов, и в первую очередь – Виктором Неберкутиным, который 46 лет назад изготовил со своей бригадой из Стройтреста №2 это удивительное непрофильное для треста «изделие», причем в такие же сжатые сроки – за три месяца.
По великой аналогии
– Чтобы найти прототип корабля, пришлось проштудировать военную историю эпохи Петра I, –рассказал корреспондентам «Горкома36» Виктор Неберкутин. Я выбрал императорский корабль «Меркурий». Чертежи и эскизы делал, основываясь на единственной репродукции.
Стальной корабль более 6 м в длину и 2,5 м в ширину строили в цехе металлоконструкций стройтреста. Отделку, как настоящему кораблю, выполнили мореным дубом, паруса сделали из алюминия, нос корабля украсили латунной головой льва, которого чеканил лично инженер Неберкутин.
– Виктор Алексеевич, – обратились мы к автору. – 46 лет ваш корабль терзали ветры, волны и хуже того – вандалы воронежские. Может, проще сделать вместо него новый «кораблик»?
– Основные конструкции практически не пострадали – за исключением несущего швеллера, – поведал хорошую новость Неберкутин.
– Корабль в свое время, может, делался «на коленке», но с выдумкой, экспромтом, в нем есть душа, – сказал Юрий Бавыкин. – Приходится иногда видеть фигурки кораблей, но это лишь условные силуэты.
Грунты не пускают
В общем, инициаторы не согласны на цифровую копию «аналоговой» фигуры и сделали ставку на реставрацию. Вероятно, вместо алюминиевых парусов появятся медные – но они будут в безопасности под видеокамерами. Корабль будет не стоять, «как вкопанный», а совершать маневр – с соответствующим наклоном корпуса и с поднятым над «волной» носом.
Но почему бы не вернуть «кораблик» в реальную волну – в зону водохранилища?
– Грунты на дне водохранилища таковы, что для устройства нового постамента понадобятся дорогостоящие буронабивные сваи, иначе парусность снова сработает против памятника.
Возможно, когда-нибудь будет реализован и такой проект, а пока МЧС нанесет предупреждающие знаки на бетонную опору.
Под охраной чайки
Любопытно, что у опоры остался охранник – чайка.
– Когда конструкцию начали демонтировать, на работников было совершено нападение: их атаковала чайка, защищавшая гнездо с птенцом, – рассказал директор комбината благоустройства Левобережного района Дмитрий Сосов. – Пришлось найти автопокрышку, старое одеяло – и устроить чайке новое гнездо. Положили птенца, и птица быстро успокоилась. Она и сейчас выращивает птенца в новом гнезде. Возможно, «скала» станет местом массовых гнездовий?
Любопытно еще одно наблюдение. Как и 46 лет назад, проект исполняется усилиями крупного предприятия, формально не обязанного его выполнять. Тогда это называлось поручением советской власти, а теперь – проявлением социальной ответственности. Когда гендиректору ЗАО «Воронежстальмост» Андрею Боровикову предложили спасти корабль, он сказал одно: «Сочту за честь».
– А следующего ледохода баркалон точно бы не выдержал, – сказал Юрий Бавыкин.
На групповом снимке: работники управы, организовавшие и исполнившие работы по демонтажу и транспортировке "Меркурия"(слева направо): Павел Воронежский, Евгений Скачков, Дмитрий Сосов, Денис Воробьев.