2024-03-29

Артисты Камерного театра поспорили с воронежцами о феномене современного танца

Воронежская область богата культурными фестивалями, на которых нередко можно увидеть номера или даже целые проекты современной хореографии.
Воронежская область богата культурными фестивалями, на которых нередко можно увидеть номера или даже целые проекты современной хореографии. Однако художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков как-то заметил – в Воронеже отсутствует опыт регулярного знакомства зрителя с хореографическими спектаклями. И решил заложить новую традицию, пробудив интерес аудитории к современному танцу. Так появилась танцевальная труппа Камерного театра. Прошло чуть больше года – труппа выдала три премьеры, нашла своего зрителя и обрела в их лице критиков.

В Книжном клубе «Петровский» состоялась творческая встреча с танцорами театра Алиной Гужвой, Натальей Неповинных и Олегом Эповым, получившая название «Интерпретация прозы в современном театре». Артисты рассказали о зарождении и уникальности труппы, а также поспорили со зрителями на тему того, а надо ли противопоставлять современный танец балету. Модератором встречи выступила театровед Анастасия Цымбал.

Корреспондент «Горкома36» записал самые интересные вопросы и ответы на них.

Есть ли танцевальные труппы в драмтеатрах?

Существование танцевальной труппы в драматическом театре – явление поистине уникальное. Мало того, что профессиональных коллективов, исполняющих современную хореографию нет практически ни в одном городе России, так еще и постоянную базу вместе с цельным театральным репертуаром имеет только воронежская труппа.

– Вся жизнь современного танца – это частная инициатива того, кто создает свою школу и консолидирует вокруг себя людей с улицы, – рассказала Анастасия Цымбал. – Они обучаются технике танца, ставят номера – так появляется труппа, но у нее нет своей площадки и постоянного репертуара. Это всегда аренда, а потому танцовщики имеют основную работу, а танец для них – чаще только хобби. В России площадку для обкатки новой программы имеют разве что знаменитый театр «Провинциальные танцы» в Екатеринбурге, выступающий в ТЮЗе, и Ольга Пона из Челябинска, «колесящая» по драматическим сценам.

Где обучают современному танцу?

История современного танца в России берет начало в XX веке, но, едва успев зародиться, он тут же исчезает – по требованию советской власти. И на протяжении еще 70 лет современная хореография не исследуется, на театральных сценах не ставится. Лишь в 1990-е появляются первые любительские коллективы современного танца, готовые нести это искусство в массы. Да и спустя почти 30 лет похвастаться особенно нечем: обучиться искусству современного танца можно только в ГИТИСе, Академии Вагановой и единственном факультете в Екатеринбурге.

Надо ли читать книгу, если танец поставлен по литературному произведению?

Артисты танцевальной труппы во время встречи рассказали, что предлагают зрителям не просто насладиться красотой танца, языка тела, но и составить свое видение той истории, что рождается на сцене. Читать литературное произведение при этом вовсе не обязательно. Анастасия Цымбал пояснила, что современный танец, поставленный по книге, не всегда отражает ее дословно. Он может передавать смысл и идею произведения в режиссерской и актерской интерпретациях. Или вовсе быть абстрактным, а иногда даже не нести смысла как такового.

– Можно заинтересовать сюжетом, а можно какой-то угловатостью, каким-то нетипичным прочтением произведения, можно уловить настроение и отразить это на сцене телесно, – уверена Алина Гужва. – Текст литературного произведения для артиста – это партитура, нотация, с нее все начинается.

– Балет воплощает конкретное произведение языком тела, это сюжетный танец. Но есть, например, лезгинка, где сюжета нет, но есть смысл, воплощаемый опять же с помощью языка тела. Но говорить о том, что знать литературное произведение, по которому поставлен современный, как вы говорите, танец, не надо – совершенная бессмыслица. Не зная произведение, вы не можете осознать всю глубину заложенного смысла. Не нужно обеднять зрительское восприятие! Прийти и полюбоваться красивыми движениями – это не цель. В каждом танце подобного масштаба должна присутствовать философская сторона, – возразила женщина из зала.

Другая зрительница отметила, что языком танца можно передать не только энергию и настроение, но и желание обратиться к первоисточнику. К примеру, ее дочка-школьница, посмотрев спектакль «Безмолвная весна», поставленный по книгам Хаксли, решила их прочитать.

Должен ли танцор иметь навыки драматической игры?

– Так как мы не драматические артисты, от нас не требуют погружения в систему Станиславского, но важно, тем не менее, отталкиваться от предлагаемых обстоятельств, это своеобразный мост между нашим танцем и зрительским восприятием. Тело должно идти за эмоцией, переживаниями героя, которого ты исполняешь, иначе ничего не получится. Чтобы быть правдоподобным, нужно понять: а твой герой – кто? – рассказывает Олег Эпов. – Конечно, мы обязаны знать текст литературного произведения, и мы стараемся пробудить желание у тех, кто не читал, почитать.

В тему

В репертуаре танцевальной труппы спектакль Apples&Pies, поставленный по рассказу Ивана Бунина «Антоновские яблоки» и пародии на это произведение, написанной Александром Куприным, а также «Мы» по Замятину и «Безмолвная весна» по Хаксли. Наталья Неповинных рассказала, что хореографы всегда заставляют артистов читать произведения. Особенно вспоминается случай, когда труппа готовилась к премьере по Замятину. Большой текст дома осилили не все танцоры, и в наказание актер Камерного театра Андрей Новиков по просьбе хореографа вслух читал им роман-антиутопию.

Фото Камерного театра

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ