Федеральной антимонопольной службе исполнилось 15 лет. По этому поводу региональное управление ФАС собрало брифинг для воронежских журналистов и провело обучающий семинар для коллег и профильных чиновников. Более чем деловая программа юбилея.
Впрочем, не так давно мы, помнится, отмечали и 25-летие службы: с 1990 года, когда в России появился подобный вид деятельности, служба трижды меняла свой статус и полномочия. 15 лет назад, 9 марта 2004 года, было упразднено Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а его полномочия были переданы вновь образованной ФАС. И, судя по докладу руководителя Воронежского управления ФАС Дениса Чушкина, в недрах ведомства зреют новые реформы – надо успевать за стремительно меняющимися реалиями рынков.
Этапы большого пути
Краеугольными камнями легли в фундамент современного антимонопольного законодательства Закон о защите конкуренции, Закон о рекламе и 94-й Закон о госзакупках – после многократных рихтовок он реинкарнировался в 44-й ФЗ. Все они стали настольными документами для каждого профильного чиновника и серьезного бизнесмена. Дальнейшим этапом должна стать работа по реализации Национального плана развития конкуренции.
Сегодня развитие происходит в новом качестве. Все чаще в процессе картельных сговоров приходится пресекать действия не людей, а компьютерных программ. Боты сами выявляют подходящие аукционы, подают заявки, сбивают цены, играя «в поддавки» с другими ботами, вытесняют добросовестных конкурентов. Против таких программ антимонопольщики выставляют свой «Большой цифровой код».
Автоматизирована работа со звуком – роботы бдительно следят, чтобы рекламные вставки не «били по ушам» зрителей и слушателей. Начали заниматься компаниями, которые услуги не оказывают, но серьезно влияют на рынок – «Яндекс», «Убер» и другие цифровые платформы. Это уже новая реальность.
Воронежские прецеденты
Воронежское управление ФАС внесло достойный вклад в пока еще недолгую летопись федеральной службы. Некоторые дела получили всероссийскую прецедентность.
Например, в регионе удалось ликвидировать практику 10-кратных штрафов монополистов за перебор и недобор ресурсов.
Несколько лет УФАС воевало с газовиками, заставлявшими хозяев индивидуального дома заказывать им проект на газификацию – нет такого закона, все это злоупотребление доминирующим положением.
Пресечен сговор ряда компаний-перевозчиков вокруг Воронежского аэропорта – с целью не допустить конкурентов.
Прекратилось отключение добросовестных потребителей – когда-то поставщики отключали от сети целые многоквартирные дома.
Наконец, УФАС «заработало» более 81 млн рублей на отмене незаконно проведенных аукционов по госзакупкам и внесло в реестр более тысячи недобросовестных поставщиков.
Творческие планы
Федеральная антимонопольная служба готова взять на себя почти творческую задачу по реформе системы тарифообразования в ЖКХ. И подготовила по этому поводу проект закона о тарифном регулировании.
– Закон кардинальным образом меняет подход к установлению тарифов на разные услуги ЖКХ. Мы давно анализировали, как это происходит. Не везде тарифы устанавливаются прозрачно, есть недоработки со стороны органов, которые их принимают, – сказал главный антимонопольщик региона.
Сейчас законодательство о тарифах включает в себя несколько десятков законов и 150 подзаконных актов. ФАС предлагает упростить эту систему и принять единый закон, который будет устанавливать основы регулирования всех тарифов.
– Законопроект, разработанный ФАС, предполагает, что все тарифы будут собраны в одном документе и сгруппированы по сферам деятельности. Для каждой сферы пропишут свои эталонные алгоритмы: базовая ставка, коэффициенты и формула расчета, — пояснил Денис Чушкин.
В соцсетях планы ФАС по реформе тарифного регулирования воронежцы уже назвали «последней надеждой»: очень уж всех измучили коммунальные «непонятки».