В Воронеже показали спектакль Татарского драматического театра (г. Альметьевск) «Магазин», номинированный в 2018 году на пять «Золотых Масок».
В этой истории всего две героини: мучитель и ее жертва, и одна – отражение и продолжение другой. В основе пьесы – реальные события, рассказ о том, как в одном из московских магазинов хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, в положении рабынь.
– Пьеса «Магазин», которую мы поставили в 2016 году, прозвучала сначала на Любимовском фестивале. За нее режиссеры боялись браться, потому что она очень страшная. Что нужно было предпринять, чтобы воплотить эту историю на сцене? Решить ее условным ходом. Мы взяли природу танца, хореографию, которая позволила нам уйти от бытовых подробностей к метафоре, – сказал режиссер Эдуард Шахов.
Артистки Мадина Гайнуллина (играет Зияш) и Диляра Ибатуллина (играет Карлыгаш) через слово и пластику спорят о природе насилия и рабства, о том, что и кому позволено, есть ли грань. Несмотря на то, что формально роли распределены, героиня Мадины также рабыня. Давая себе, по сути, индульгенцию на насилие, Зияш уверена, что посвящена великой цели. Неслучайно в финале звучит немецкая военная песня…
Но финальным аккордом становится все же не песня, а сцена, которая выбивается из привычного ряда – актрисы обнимаются, но на самом деле, это даже не режиссерская задумка, а порыв: Мадина и Диляра просят друг у друга прощения за то, что происходило на сцене.
– Этот спектакль мы репетировали с промежутками два месяца, было жутко страшно и больно – и за судьбу персонажей, и за общество. Я срывала репетиции, потому что ломала себя как актриса, как неравнодушный человек, – призналась заслуженная артистка Республики Татарстан Мадина Гайнуллина.
Фото Андрея Парфенова