2024-03-19

Испытано на себе: реально ли в воронежском транспорте расплатиться картой

Почти неделю назад весь городской общественный транспорт оборудовали терминалами безналичной оплаты. Облегчили ли они жизнь пассажирам и водителям, а также везде ли они функционируют, решил разобраться наш корреспондент.

С 15 сентября весь городской общественный транспорт оборудовали терминалами безналичной оплаты. Облегчили ли они жизнь пассажирам и водителям, а также везде ли они функционируют, решил разобраться наш корреспондент.

Сейчас, пожалуй, на каждом третьем автобусе – наклейка, которая информирует, что в транспорте можно расплатиться не только наличными, но и картой. Садимся в маршрут № 60Б и едем по направлению в микрорайон Придонской. Рядом с «наличной» кассой терминала не видно, он установлен в салоне автобуса. На вопрос, а можно ли расплатиться картой, водитель пожимает плечами.

– Не знаю. Попробуйте. Еще никто им не пользовался, – говорит он.

Прикладываю карту, устройство поскрипывает, но чек не выдает – чисто по ощущениям: время контакта карты и терминала должно быть чуть дольше, чем в магазине. Повторная попытка, и чек выползает наружу.

– Удобно или нет? А черт его знает. Пока непонятно. Люди не спрашивают, не пользуются. Лично для меня хорошо – рулить и не отвлекаться, а то нанесут мелочи, а ты пересчитывай, – объясняет Сергей.

безналичная оплата.JPG

Все вошедшие расплачиваются монетами и купюрами. Большинство среди пассажиров – молодежь. Обращаюсь к молодому человеку с вопросом, почему он не воспользовался картой. Оказалось, что о терминале в автобусе парень услышал от меня впервые. Любопытствую: как же так, на дверях транспорта есть объявление!

– Я не смотрю по сторонам, – говорит он.

В автобусе № 17 оплатить картой получается сразу. Водитель даже помогает активировать терминал и рассказывает, как правильно расплатиться. Для меня не новость, но, думаю, для многих, особенно пенсионеров, информация полезная.

Следующим инспектирую пазик № 54. Терминал есть, но водитель, заметив у меня в руках карту, буквально подрывается с места и выкрикивает: «Не работает!»

– Как же так? А у меня нет наличных с собой, – пытаюсь понять, как он будет действовать в такой ситуации.

– Девушка, я вас бесплатно довезу, только карту уберите.

Я все же прикладываю карту к терминалу. Действительно – молчит. Но подобная проверка явно не угодила водителю: он просит меня покинуть автобус. На дальнейшие расспросы о том, почему устройство не работает или если его не подключили, то когда планируют это сделать, он не реагирует и снова просит выйти. На удивление за маршрутчика заступилась пенсионерка, мол, ходите здесь и от работы людей отвлекаете.

– Женщина, я же для вас стараюсь. Проверяю качество обслуживания.

– Мне на ваши карты все равно. У меня их нет, – возмущается пенсионерка.

Жду новый автобус. Снова подходит № 54. В окно вижу, что у водителя рядом с кассой небрежно валяется кофта. Думаю, так водитель прячет терминал. Захожу. Устройство установлено в салоне, но снова не работает. Водитель объясняет, что его еще не подключили, и была бы его воля, он вообще их отменил бы.

– Да только толпиться у входа будут. А расплатятся или нет, я не увижу, – говорит водитель 54-го.

Коллега, добирающаяся на работу тем же маршрутом, рассказала мне, что также не наблюдала ни в одном автобусе № 54 работающего терминала.

В поле проверки попали еще несколько автобусов и маршруток. Так, водитель автобуса № 27, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что ему неудобна новая система оплаты проезда. По его словам, у людей нет культуры пользования общественным транспортом.

– Входить надо в переднюю дверь, выходить из центральной. А у нас как попало. При наличной оплате это не так уж в глаза бросается, а когда терминалы станут более востребованными, в транспорте будет цирк. Да и как тут работать? Вы одна вот расплачиваетесь – и загородили правое зеркало, а так толпа будет! – говорит водитель. – Если не спрашивают терминал, я не предлагаю.

При мне терминалом оплаты не воспользовался ни один пассажир. А по словам водителей, всего пара-тройка человек за смену платят безналом. Похоже, пока воронежцы не готовы отказаться от налички в пользу карт и гаджетов. Да и экономической заинтересованности у них в этом нет. Стоимость проезда по «безналу» в автобусах та же, что и за наличные рубли. Если порядок цифр будет отличаться хотя бы на пару-тройку рублей, то у горожан, возможно, интерес проснется. Логично, если так и устроится при очередном увеличении тарифа.

И явно перевозчикам стоит позаботиться об информированности населения и, к примеру, давать информационные сообщения по радио в самом транспорте.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ