Но даже несмотря на это критики не раз отмечали – пьеса скучна и вряд ли будет иметь успех на сцене. Однако ошиблись: к «Месяцу в деревне» не раз обращались известные режиссеры. Теперь премьера состоялась в Воронежском театре драмы им. А. Кольцова.
Впервые спектакль, режиссером которого стал Никита Рак, в Воронеже показали 28 мая на Большой сцене театра. Сюжет постановки прост и сложен одновременно. Если говорить одной фразой, то каждый в кого-то влюблен. Главная героиня пьесы, жена богатого помещика Аркадия Ислаева – Наталья Петровна – влюбилась в молодого учителя своего десятилетнего сына – Алексея Беляева, который интересен и воспитаннице женщины Верочке. Сердце друга семьи Ракитина давно и безнадежно принадлежит Наталье Петровне. Богатый помещик также не чает души в своей супруге. Кроме основных любовных перипетий, есть и другие околоромантические отношения – расчетливый брак интригана-доктора и немолодой компаньонки Лизаветы Богдановны и виды слуги Матвея на служанку Катю. Да и та заглядывается на Беляева.
Режиссер счел необходимым подробно осветить судьбы всех персонажей пьесы.
Сначала любовь Натальи Петровны к учителю кажется не просто немыслимой, а надуманной – будто ей просто хотелось обратить на себя внимание молодого человека и вновь почувствовать себя желанной, что она все еще хороша собой. Но после сцены, когда героиня выпытывает у Верочки про чувства к Беляеву, мнение меняется на противоположное – эта женщина никогда по-настоящему не любила. Прямого ответа на вопрос воспитанницы о том, по любви ли она выходила за Ислаева, Наталья Петровна так и не дала. Да и сама героиня проходит своего рода «путь вызревания», понимая и принимая «диагноз» – влюблена. Режиссер внимательно "ведет" логику Натальи Петровны: от неосознанных причин раздражительности и повышенной эмоциональности до коварной и жестокой ревности к Вере.
Вера любит безответно, и потому проходит путь от юной беззаботной особы до несломленной женщины. Понимая, что надеяться на взаимность Беляева не приходится, а жить под одной крышей с Натальей Петровной уже не получится, соглашается на брак с немолодым Большинцовым.
Ракитин и Ислаев пожимают друг другу руки. Бывший друг семьи понимает – разрушить семью не имеет права, а продолжать жить без надежды хоть на малейшую симпатию со стороны Наташи он больше не может. Тем более чувства раскрыты, и если он не уедет, общество его осудит. Хотя все же больше он печется о репутации Натальи Петровны.
Критики отмечали, что пьеса в пяти действиях слишком сложна для постановок в театре. Однако смотрелась она в воронежской драме на одном дыхании. Отчасти от того, что артисты были на своих местах. Прекрасная, знающая себе цену Дина Мищенко отлично смотрелась в роли жены богатого помещика. Александру Рубану уже не впервой играть сердцееда, а Маше Щербаковой – трогательные лирические роли. За душу взяло, зал аплодировал стоя. Артисты дважды выходили на поклон.
– Мне давно хотелось поработать с произведением Тургенева. Его язык, построение текстов, композиции, на мой взгляд, созвучны сегодняшнему времени, – отметил Никита Рак. – В пьесе есть конфликт молодости и опыта, нового времени и старого. Мне кажется, в нашем обществе сегодня это как раз остро ощущается.
Фото пресс-службы драмтеатра