2024-11-22

Инстинкт охотника: как воронежцу спастись на большой дороге

Мой некогда однокурсник, а ныне известный воронежский бизнесмен, так перефразировал студенческий стишок: Если на вас ГАИ наедет, вы, наверно, вскрикнете. Раз наедет, два наедет, а потом привыкнете.

Мой некогда однокурсник, а ныне известный воронежский бизнесмен, так перефразировал студенческий стишок:

Если на вас ГАИ наедет, вы, наверно, вскрикнете.

Раз наедет, два наедет, а потом привыкнете.

В 90-е Вадим пригонял иномарки из Германии и на этом поднялся. Рассказывал об оголтелой жадности польских дэпээсников: на тамошних дорогах их – тьмы, и каждый желает что-нибудь получить от водителя. Особенно от «перегонщика». Они хуже наших: даже носками или зубной пастой не брезгуют!

А потом он удивлялся, как быстро и решительно власти изменили ситуацию: нет больше охотников на польских дорогах! Но если какая авария, ДПС тут как тут. То есть это вопрос политической воли, а не избытка инспекторов, неправильных законов или еще каких причин. А то у нас в январе этого года многие обрадовались сообщению, что ГИБДД России избавляется от ряда полномочий и увольняет 10 тыс. сотрудников; в марте и воронежское УГИБДД сообщило, что сокращает 10% сотрудников.

Ну, пусть кто-нибудь порадуется. Хотя суть от этого не меняется.

Вадим давно уже не перегоняет немецкие машины, зато много путешествует и пропитался лютым гневом на государевых инспекторов. И меня пропитал. Ничего личного, только возмущение абсурдом. Вот две последние истории от него.

Берегись грузовика!

Из Ухты Вадим возвращался в Воронеж по трассе, на которой полно причастных к нефтегазовому бизнесу. И, соответственно, соловьев-разбойников. На одном из участков трассы впереди был пост ГИБДД, о котором в том краю ходят легенды и анекдоты. Подъезжая к нему, Вадим стал особенно законопослушным, но все-таки не уберегся. Обшарпанный грузовичок типа «да когда ж я сдохну», стоявший на обочине, вдруг перед его носом выехал на дорогу. Вадим ударил по тормозам и вырулил влево, спасаясь от ДТП.

И – вот он, пост. Инспектор остановил его и предъявил фото, на котором он на полметра вылез за сплошную линию. Причем его авто на фото есть, а грузовичка нет.

 Мужики,  сказал Вадим,  ну что вы мне шьете? Я ж ДТП предотвратил – давайте расстанемся мирно.

Но инспектор стоял на своем: нарушение грубое, можно и прав лишиться; думайте.

 Ребят,  сказал Вадим,  давай по-хорошему: вот за ваш протокол пять тыщ, и я поехал.

Ушел инспектор советоваться с коллегами, вернулся с товарищем, и тот объявил: какой еще грузовичок? Тридцать. Не видели мы никакого грузовичка. На, смотри, вот фото, его на любой суд хватит.

Вадим взял аппарат, посмотрел свое преступление, а потом нажал какую-то кнопку на аппарате, и вместо одного фото на экране появилось девять. И на всех девяти – тот самый грузовичок, выруливающий с той же обочины перед разными бедолагами.

 Вы чего, ребят,  обрадовался Вадим,  совсем меня за лоха держите? Это же голимая подстава! Хотите в управление собственной безопасности? Будет вам УСБ!

Фотоаппарат у него тут же отобрали, понажимали на нем кнопочки от греха подальше и твердо сказали: тридцать.

 Ладно,  сказал Вадим,  давай по-плохому. Пишите свой протокол, посмотрим.

Дома, в Воронеже, он за делами забыл о происшествии и вспомнил только, когда получил постановление мирового судьи о лишении его на полгода водительских прав. Причем никто его в мировой суд не звал и мнения его не спрашивал.

Выходит, горячится он  шулера нагло меня подставили и лишили прав, а у меня за полувековой стаж вождения сотни тысяч километров и ни одной аварии. И что теперь? Я очень много езжу по работе и так, и без машины – как без рук.

– Что происходит, блин? – возмущается Вадим. – Государевы силовики занимаются откровенным вымогательством, а суды узаконивают эту уголовщину; это же полный бред!

Человек человеку  грузин

Вадим сумел каким-то боком пристроиться к сочинской Олимпиаде и сохранил с курортным бизнесом связи. Он взахлеб рассказывал, как грандиозно изменился Сочи, преображенный Олимпиадой, – какой там уровень отелей, какое громадье бизнеса, как безмятежно светит солнце над Черноморщиной. И как сервис в отелях на той же Красной Поляне ничуть не уступает европейскому.

Вместе с партнерами он недавно съездил в Грузию и познакомился с тамошними инспекторами. А дело было так: заблудились они. И встали недалеко от знака «остановка запрещена». Пока обсуждали, что делать, подъехала машина ДПС.

 Знаешь, зачем они подъехали? – гневно спросил меня Вадим. – Помочь! Видят, машина с воронежскими номерами нарушила на ровном месте – значит, что-то не так.

Главное, что его потрясло,  полное отсутствие желания срубить бабло с растерявшихся россиян; ни слова о протоколе или деньгах. Спокойно все объяснили, пожелали приятной дороги и даже проводили до ближайшего перекрестка. А-фи-геть! Как будто побывал на застолье с кавказским гостеприимством.

А потом он возвращался из Адлера в Воронеж и на выезде из Краснодарского края попался нашим инспекторам.

На второстепенной дороге у Т-образного перекрестка стояли три авто: джип с помятым боком и двое потрепанных жизнью «Жигулей». Прямо перед машиной Сергея, ехавшего по главной дороге, джип вырулил на трассу. Вадим, матерясь, ушел влево, заехав частично на двойную сплошную. Джип уехал вперед, а за воронежцем на трассу проследовали оба «жигуля». Вскоре из окна джипа высунулась полицейская рука с жезлом и помахала им. Из джипа вылез майор и потребовал документы:

 Нарушение тяжкое, все зафиксировано. Свидетели есть. Права придется изъять, а машину на штрафстоянку. Что делать будем?

Подошли свидетели из обоих «жигулей» и выразили на лицах полную готовность служить закону и справедливости.

 Ты чего, майор,  сказал Вадим,  остановись. Я поставлял материалы для сочинской Олимпиады и сейчас продолжаю кое-что поставлять. Наберу вот сейчас «товарищу Жюкову» (Александр Жуков – на тот момент – глава Олимпийского комитета России. – Ред.), и у кого-то звездочки с погон слетят.

 Звони, дорогой,  сказал майор,  звони. Я тут давно работаю и много фамилий слышал. А номера-то воронежские – ты еще в ЖЭК позвони.

Вадим набрал номер сочинского приятеля, но телефон его был отключен.

 Полтинник,  сказал майор. – За наглость и неадекватное поведение.

 Александр Дмитриевич на совещании, к сожалению,  сказал Вадим майору. – Ладно, хрен с тобой, забирай права. Ты мне их потом сам в Воронеж привезешь. На блюдечке с голубой каемочкой. У меня замом работает сын начальника областной ГИБДД. Если я без прав останусь, завтра же его на хрен уволю!

Это было отчаянье, но, как ни странно, оно сработало.

 Отбой,  сказал майор свидетелям.  Свои оказались.

Те уселись в свои машины, развернулись через две сплошные, не стесняясь майора, и уехали обратно к перекрестку.

 Счастливого пути,  сказал майор, возвращая права. И загадочно добавил:  Поосторожней там…

***

Вот ведь какая штука: Россия проводит международные Универсиады, Олимпиаду, чемпионат мира по футболу и чуть ли не междупланетный шахматный конгресс, а вдоль дорог сидят на дубах государевы слуги, соловьи-разбойники и вместо помощи водителям занимаются грабежом. Причем после ограбления еще и руку вскидывают к козырьку: честь имею!

Утешает лишь то, что лечится это очень быстро: простым политическим решением. И когда-нибудь непременно вылечится.

Комментарий профессионала

Николай Киселёв, председатель Воронежского отделения межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:

 К сожалению, описанные случаи давно стали системой в работе ГИБДД по всей стране. И никакие реформы (которые идут уже, кстати, 20 лет) не могут заставить инспекторов стать настоящими защитниками и помощниками автомобилистов на дороге. Похоже, наверху не особо этого хотят.

Сразу хочу посоветовать Вадиму и всем, кто просто притягивает к себе гаишные беды, обзавестись видеорегистратором. КоАП РФ (ст. 26.2, 26.7) теперь обязывает суды рассматривать записи с них как полноценное доказательство.

В подавляющем большинстве случаев гаишники тут же снимают свои обвинения, если сообщить им, что у вас есть запись инцидента и вы предоставите её в суде.

Понимаю, что всё равно найдутся судьи, которым и видеозапись не даст оснований сомневаться в данных протокола, но это уже будет, очевидно, мотивированные гаишниками мировые судьи. Вероятность отмены таких постановлений при обжаловании в вышестоящих судах довольно высока.

Если ваш автомобиль для предотвращения ДТП выедет на встречку (естественно, не в лоб идущей навстречу машине), то речь идёт о ситуации крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). При таких обстоятельствах дело подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Подобную позицию не раз выражал ВС РФ.

Что касается патологической мнительности инспекторов по части нахождения водителей в состоянии опьянения, то здесь видны следы «палочной» системы и коррупционных замыслов. Главное  взять на испуг, а там – либо «палку» для отчёта получить, либо денег шальных срубить.

В этой ситуации надо не паниковать, не отказываться, не убеждать инспектора в своей трезвости, не спешить дуть в алкотестер, а чётко и спокойно попросить инспектора проводить освидетельствование в полном соответствии с законом. Мол, я не против освидетельствования, но давайте сначала понятых, протокол об отстранении от управления, разъясняйте порядок, предъявляйте документы на алкотестер, покажите целостность пломбы, дату поверки, при мне доставайте из герметичной упаковки мундштук, делайте пробный забор воздуха, а потом уж я буду продувать…

Как правило, этого достаточно, чтобы инспектор от вас отстал: он прекрасно видит, трезв «клиент» или пьян. Детально весь порядок освидетельствования и направления на медосвидетельствование прописан в КоАП РФ (ст. 27.12, 27.12.1), а также в регламенте МВД (Приказ МВД РФ от 23 августа 2017 г. № 664).

И ещё: внимательно читайте, что подписываете. От подписи не отказывайтесь, но ничего не пишите под диктовку инспектора. Обязательно выражайте письменно свою позицию в протоколах (объяснениях). Смело сами записывайте на видео или диктофон всё происходящее. Удачи на дорогах!