2024-12-28

Игра и воображение

В тяжелые времена, когда утеряны привычные точки опоры, в утешении, сдается мне, в равной степени нуждаются и слабые, и сильные духом люди. Другое дело, что те, которые посильнее, продолжают выполнять взятые на себя обязательства – не то чтобы не обращая внимания на контекст (куда от него денешься, проклятого), а просто потому, что иначе ведь совсем хана, вообще проблеска не останется. Да и кто ж тогда будет утешать тех, кто духом послабее?

В тяжелые времена, когда утеряны привычные точки опоры, в утешении, сдается мне, в равной степени нуждаются и слабые, и сильные духом люди. Другое дело, что те, которые посильнее, продолжают выполнять взятые на себя обязательства – не то чтобы не обращая внимания на контекст (куда от него денешься, проклятого), а просто потому, что иначе ведь совсем хана, вообще проблеска не останется. Да и кто ж тогда будет утешать тех, кто духом послабее?

Примерно такие ощущения испытывал я вечером 10 мая, когда шел на капустник, затеянный в Камерном театре по случаю события для наших местностей небывалого. Ну не бывало в Воронеже еще такого, чтобы один коллектив получил сразу две «Золотые маски» за два разных представления. Коллектив этот – созданная пять лет назад по инициативе Михаила Бычкова танцевальная группа Камерного театра. «Камерные» танцовщики добились общероссийского признания, получив главную театральную премию страны за проект «Новая земля», реализованный в ходе Платоновского фестиваля, а также за спектакль «Плот Медузы».

Не уверен, что мы найдем много примеров созданного в Воронеже с нуля дела, которое за пять лет стало бы лучшим в стране.

Капустник в Камерном выдался легким, светлым, остроумным, как это бывает, когда за дело берутся люди, наделенные разнообразными талантами и имеющие возможность свободно себя выражать. В какие-то моменты просто забывалось, что за окном стоит ледяная весна 2022 года.

А этой весной приключилось еще одно редкостное событие: в Москве был издан роман живущего в Воронеже писателя Марка Берколайко «Доктор Фауст и его агентура», прототипом главного героя которого стал профессор ВГУ Владимир Эйтингон. Биография Эйтингона располагает к игре воображения, поэтому создание романа «по мотивам» его жизни и кажется естественным.

Вот такими делами и сохраняется надежда на то, что после исхода тяжелых времен мы не останемся на пустом месте.