2024-11-25

Идеолог воронежского фестиваля «Шекспирия» Камиль Тукаев: «Мы делаем шаг в сторону русского театра»

В Воронеже проходит кастинг в проекты образовательно-театрального фестиваля «Шекспирия».

В Воронеже проходит кастинг в образовательно-театральный проект «Шекспирия», по итогам которого состоится фестиваль. Форум разменял уже четвертый сезон, и интерес юных воронежцев, мечтающих о сцене, к нему только возрастает. Главное новшество этого года – цифра девять, вмещающая в себя новые имена и точки на географической карте страны под названием «Шекспирия». О том, чем запомнится этот сезон, «Горкому36» рассказал главный идеолог фестиваля, заслуженный артист России Камиль Тукаев.

– Камиль Ирикович, проект «Шекспирия» впервые за свою историю будет таким масштабным. Вы набираете в том числе новые творческие лаборатории для русскоговорящих детей, хотя изначально проект задумывался как тренировка английского. Почему решили дополнить программу?

– Проект действительно разросся до неимоверных размеров. И это хорошо. С нами работают британский режиссер Джонатан Солвей, педагог из Лондона Йен Рэби, художественный руководитель Menagerie Theatre Company Пол Борн. Свои команды набирает главный режиссер воронежского ТЮЗа Вадим Кривошеев, педагоги Наталья Байрак и Ольга Дмитриева. У многих сразу по два проекта. У меня будет только один, русскоязычный проект. Всего их будет девять – впервые в таком масштабе. И хотя я когда-то стоял у основания проекта «Шекспирия», сегодня он вырвался из-под моего единоначалия. Он вырос настолько, что если единолично им заниматься, то нужно бросать театр, но расставаться с ним я не хочу, это главное мое дело. А педагогика – это хобби для меня. Пора уступить место профессиональным педагогам, которые будут заниматься образовательно-театральным проектом.

Так вот, «Шекспирия» настолько выросла, что я подумал – нужно сделать приятное и русскоговорящим детям, к тому же – это шаг в сторону русского театра. Не все дети на хорошем уровне владеют английским языком, что требуется во многих лабораториях, но это не означает, что они должны оставаться обделенными. Они могут знакомиться, например, с прекрасной англоязычной литературой.

Вместе с детьми я попытаюсь сочинить новый спектакль. Я подготовлю инсценировку, а дети помогут проработать постановочную часть в стиле театра теней. Я выбрал историю «Джеймс и гигантский персик». Мне понадобится 10-15 детей, сложная декорация, специальные осветительные приборы.

– Дети нередко высказывают очень смелые идеи. Вы готовы ко всему, что они могут предложить в данной инсценировке?

– Дети очень дерзкие по части придумок. Мой опыт подсказывает, что слушать нужно все, но не все нужно брать, потому что фантазия детская бурная и неудержимая. Они обычно валят все в общий котел. Представьте, что вас назначили поваром, а вы не получали никакого образования, но при этом знаете, что готовить нужно из еды. Вы берете все, что видите, и скидываете в один котел, и вряд ли в итоге это окажется вкусным. Здесь то же самое.

Ребята приходят заниматься театром и тащат сюда все, но не всегда нужное. Требуется специальный отбор. Для этого нужно заниматься с ними теорией, а не посвящать время только постановке спектакля. Это должен быть тренинг, где можно говорить о том, что они делают правильно, а что нет, где нужно учить их прислушиваться к себе, видеть и ощущать себя со стороны, не вываливаться из общей компании, слышать друг друга – тому, что называется ансамблевостью, стилем, жанром. Эти понятия нужно осваивать, а сделать это можно только через тренинг. Оставьте полчаса на теорию. И еще важно, чтобы дети научились забывать ссоры и обиды. Их нужно оставлять за порогом театра и приходить на репетиции чистыми, чтобы просто заниматься театром.

– Вы с таким интересом наблюдаете за детьми во время работы с ними. А вы сами у них чему-то учитесь?

– Безусловно. Нельзя отдавать энергию и не получать ничего. Иначе какой-то дисбаланс получается, ведь нельзя нести коромысло, где одно ведро полное, а другое пустое. Когда ты обмениваешься энергией с людьми, то они дают тебе многое – например, огромный заряд оптимизма, веры в жизнь, в себя, в то, что впереди будет только лучше. А в моем возрасте люди уже склонны к унынию. Тут важно оставаться ребенком. Заниматься театром вообще должны дети – не в возрастном смысле, а по натуре, по своему внутреннему содержанию. Люди, склонные к игре, лицедейству. Дети в этом отношении образец, и вот этому у них нужно учиться.

– Проекту четыре года, первые воспитанники уже наверняка определились с профессией. Кто-то поступил в театральный?

– Да. Вика Блинова поступила в наш институт искусств. Есть девочки, которые пробовали себя в московских вузах, но теперь пройдут вступительные испытания в Воронеже. Много тех, кто просто стали студентами и учатся заграницей. Неважно же, кто какую профессию выбрал. Все три потока знакомы друг с другом, приходят в гости. Каждый говорит, что времена, когда они занимались «Шекспирией», были для них одними из самых ярких. Это было событием, которое они не забудут. Говорят, что они были счастливы в этот момент. И это наша главная цель – чтобы дети сказали, что были в это время счастливы.

Справка «Горкома36»

«Шекспирия» – это фестивальная страна, в которой театр помогает открывать новые, невероятные двери в изучении и преподавании английского языка, говорят организаторы форума. Участвовать могут как дети, так и взрослые – предусмотрены разные группы. Например, Камиль Тукаев предлагает сочинить совместно новый спектакль на русском языке, а Вадим Кривошеев – прикоснуться к постановке произведений русской классики с фрагментами на английском языке. Обе итоговые работы будут показаны весной на Международном фестивале «Русская классика в Латвии». Проекты, сделанные с иностранными педагогами и режиссерами, будут показаны на гастролях в Англии, Италии, Бельгии, Шотландии. 6 октября кастинг в свою группу проведет Пол Борн.

Фото Алисы Ермаковой и автора