2024-12-24

И нефть смывает все следы: простая арифметика и сложная математика цен на воронежских бензоколонках

В первую неделю августа мировые цены на нефть рухнули так, будто Трамп ударил их под коленки.

В первую неделю августа мировые цены на нефть рухнули так, будто Трамп ударил их под коленки. Во всем рыночном мире снизились цены бензина на заправках и, соответственно, на все, в чью себестоимость входят расходы на топливо.

Но – не у нас. И в Воронеже они по-прежнему растут неотвратимо и стабильно.

Какая мощь!

А горожане в комментариях к этой новости и в соцсетях сетуют: бедные европейцы и американцы не знают, чего ждать завтра. А у нас – стабильность, и никакие ветры мировых цен не проникают к нам даже сквозняками; значение имеет только слово Президента – и тогда цены на бензин стоят, как отборные строевые части на параде, а слово кончилось – и пошли они вольно гулять по нашей суверенной экономике, и никакие заявления правительства, антимонопольного комитета и прочих служащих им не указ.

Вспоминают в соцсетях, что в США за три года кризиса 2014–2017 гг. средняя цена бензина на АЗС упала на 38%. Еще раз: цена бензина на АЗС упала на 38%! Соответственно снижались цены на авиабилеты, продукты-товары-услуги и вообще на все. А зарплаты не снижались. Вот как болтают штормы их лодку! А нашу лодку никому не раскачать. Потому что чем дороже бензин, тем меньше денег на водку, крепче семьи и здоровее общество, да и дороги целее – даешь бензин по 100 руб.!

Такую же установку на бензин по 100 руб. за литр – ради общего блага – в прошлом году заявляли и некоторые депутаты Госдумы.

Три четверти добычи национального достояния у нас контролируют четыре компании: «Роснефть», «Лукойл», «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз». Они тоже совсем не против бензина по 100 руб. и всегда найдут между собою консенсус.

Подсчитать и не прослезиться

Нынешний год – совсем не то, что прошлый, когда цены бензина взлетели под потолок. Сейчас они растут помаленьку, но неотвратимо. Мой давний товарищ зачем-то целый год собирал свои чеки с разных автозаправок «Лукойла» в Воронеже после пост­выборного их полета, и вот как выглядит на них наша стабильность.

26.07.18 – 46,15 руб./литр

26.08.18 – 46,15

28.10.18 – 46.15

5.01.19 – 46.93

9.03.19 – 46,93

27.04.19 – 47.17

18.05.19 – 47,18

3.07.19 – 47,75

29.07.19 – 48,01 руб./литр

И всего-то за год меньше 5% – подумаешь… За прошлый год было +40%, и ничего. После выборов на одной из заправок «Лукойла» в Воронеже даже сфотографировали ценник и в ужасе выложили его в сеть: литр АИ-92 – больше 40 руб.! Водители считали эту цифру магической, психологическим барьером, и ожидали, что теперь то ли в Воронеже остановится всякое движение, то ли Земля налетит на небесную ось.

В соцсетях стали мемом фразы: «До конца лета будет 50», «Это фиаско, народ» и «Лишь бы не было войны». Но Земля на небесную ось не налетела; просто психологическим барьером стали считаться не 40, а 50 руб. за литр.

Это ж не Бразилия, где в том же мае 2018-го началась забастовка водителей из-за роста тарифов на дизельное топливо. В знак протеста они перекрыли фурами несколько важных трасс в крупнейшие города страны, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. В некоторых штатах объявили чрезвычайное положение из-за перебоев с продуктами, закрылись школы и остановился общественный транспорт, парализовало работу 12 аэропортов: 115 рейсов задержано из-за нехватки керосина, который не могут подвезти из-за водителей. Президент Бразилии тогда велел снизить цены на дизтопливо на 0,46 реала ($0,13) и временно по всей стране приостановил взимание пошлин за проезд по федеральным и муниципальным дорогам.

Вперед и вверх, а там…

Конечно, есть и критиканы – у нас же свобода мнений. Они-то как раз пытаются нашу лодку раскачать и утверждают, что на самом деле единственная причина вакханалии ценников на российских АЗС – исключительная жадность неф­тяных шейхов России и даже их тяжкая болезнь под названием «клептомания».

И вспоминают недавний скандал в Воронеже с деньгами форварда сборной России по футболу Александра Кержакова, которому жгли карман лишние 300 млн руб., и он не знал, куда их девать. А девать было надо: деньги эти мешали ему порхать на поле, как бабочка, и жалить, как пчела. И он их дел: отдал местным бизнесменам под обещание построить в Воронежской области нефтеперерабатывающий завод, совладельцем которого стал бы Кержаков. Причем отдал забавно: по договору выходило, что 300 «лимонов» он дает малознакомым людям просто по-дружески, без процентов и каких-либо условий. А они в ответ когда-нибудь дадут ему пакет акций построенного НПЗ.

С тех пор много нефти утекло. Завод так и не построили, Кержаков нефтяным шейхом не стал и напустил на местных бизнесменов всю правоохранительную мощь «Газпрома», содержащего родной Кержакову питерский «Зенит».

В истории этой, как в капле нефти, отразилась вся суть российской экономики.

Сейчас, кстати, пора трансферов на футбольном рынке, и владельцам нефтегазовых национальных достояний очень нужны лишние деньги из наших карманов для покупки дорогих футболистов. Владельцам можно только посочувствовать – у них и помимо трансферов полно забот: знаете, во сколько обходится содержание дорогой яхты, домика на Рублевке или Лазурном Берегу ценою в миллиарды рублей?

А у критиков роста бензиновых цен нашлись сочувствующие из числа весьма известных личностей. Например, экс-вице-премьер Дворкович дал такое оригинальное объяснение всплеску цен: мол, после выборов нефтеторговцы воспользовались хаосом и перестановками в правительстве, и оно недоглядело за их наглостью.

И не потому ли Дворкович теперь – экс-вице-премьер?

Даже Юрий Лужков, экс-мэр Москвы, а ныне гражданин Австрии и один из столпов ее сельского хозяйства, назвал повышение цен на топливо и российские налоги «безумием».

Или. Экономист и политик Юрий Болдырев заявил: «Власти и нефтяной бизнес ссылаются на «объективные» причины роста цен на топливо: налоги, акцизы... Но после уплаты всех налогов прибыль сырьевиков по всей цепочке остается в разы выше, чем, например, в машиностроении… А привязка к внешним ценам прибыльности этого бизнеса внутри страны лишь прикрывает фактическое разграбление общенационального достояния».

Воронежский автоэксперт, руководитель издания CarzClub Алексей Шамарин в мае прошлого года выразил уверенность, что парад цифр на ценниках АЗС ни к какому социальному взрыву не приведет. Никакие громкие акции водителям не помогут. Все будут терпеть и платить.

Он оказался прав: здесь нам не Бразилия…

Александр ЯГОДКИН

Рисунок Ивана АНЧУКОВА

КСТАТИ

Увеличение цен на автомобильный бензин за прошедшую неделю зафиксировано в 43 центрах субъектов РФ. Наиболее заметное – в Улан-Удэ, где прирост цен составил 0,7%. Снижение цен на бензин отмечалось в Красноярске – на 0,7%, в Петрозаводске – на 0,4%, в Иваново, Перми, Кызыле и Кемерово – на 0,1%.

Напомним, что в конце июля Президент России подписал закон, который преду­сматривает корректировку задним числом, с 1 июля 2019 года, параметров демпфирующего механизма, направленного на стабилизацию цен на бензин и дизтопливо в РФ. Вступление данного закона в силу стало дополнительным стабилизирующим фактором для рынка моторного топлива.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

За первые семь месяцев 2019 года цены на хлеб в российских магазинах выросли на 7,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Такие данные опубликовала на своем сайте Федеральная служба государственной статистики.

Год назад рост цен составлял 2,3%. В текущем году хлеб дорожал быстрее инфляции: индекс потребительских цен составил 5%.

По данным Росстата, сильнее всего выросла стоимость черного хлеба (из ржаной и ржано-пшеничной муки), средняя цена на него в июне составила 50,54 руб. за килограмм. Рост по сравнению с июнем прошлого года – 9,6%. Белый хлеб (из пшеничной муки высшего сорта) подорожал на 8,3%, серый хлеб – на 7,4%.