Вчера комитет Госдумы по законодательству рассмотрел законопроект об увеличении ответственности за нарушения при исполнении государственных и муниципальных контрактов и рекомендовал его к принятию в первом чтении. Если он будет принят, нарушители – без разницы, чиновники или непосредственные исполнители – смогут загреметь за решетку на срок до 20 лет.
Конечно, 20 лет – это максимальное наказание. Его могут получить только те, кто прикарманит суммы от 6 млн руб. и больше, или же покусится на оборонзаказ. Видимо, разработчики законопроекта хотят исполнить озвученную мысль Владимира Путина о том, что нарушителей госзаказов нужно судить, как террористов. Я, в принципе, не против. Но сам голову даю на отсечение: судить их подобным образом никто не будет. И вот почему.
Во-первых, в Конституции записан принцип равенства всех форм собственности. Соответственно, давать за махинации с госзаказом больше, чем за аналогичные действия с частными деньгами – нарушение данного принципа. Ну, а во-вторых, исполнитель государственного или муниципального контракта, а тем более чиновник, испугаются и двух-трех лет, проведенных в местах, не столь отдаленных.
Но – при одном условии. Казнокрады должны быть уверенными в неотвратимости наказания. А предпосылок к появлению такой уверенности, увы, у меня нет.
Ведь и сегодня в Уголовном кодексе существует ст.160 («Присвоение или растрата»), предполагающая максимальное наказание в виде 10 лет лишения свободы, под которую легко подпадают любители «поиграть» с муниципальными или государственными контрактами. Так почему же она не срабатывает?
Да потому, что чиновники и исполнители контрактов знают: они защищены системой, и никакое серьезное наказание за подобного рода преступления им не грозит. А в таком случае неважно, 10 лет пропишут в кодексе, 20 или даже смертную казнь. Если нет практики реального применения, то нечистые на руку управленцы как воровали, так и будут воровать. И зачем в таком случае засорять Уголовный кодекс новыми, но никому не нужными статьями?..