2024-03-29

Группа «ДДТ» напомнила воронежцам историю страны

Работоспособности Юрия Шевчука и его команды можно только позавидовать.

Работоспособности Юрия Шевчука и его команды можно только позавидовать. Пока отдельные «забронзовевшие» герои мутных восьмидесятых в который раз колесят по нашей необъятной с набившими оскомину программами типа «лучшее», «ДДТ» на месте не стоит. Коллектив постоянно ищет новый звук, записывает интересные альбомы, готовит специальные концертные программы. Вот и «История звука», которую не так давно музыканты показали воронежцам на сцене главного концертного зала Сити-парка «Град» Event-Hall, получилась весьма необычной.

Три блока

Юрий Юлианович первоначально хотел назвать эту программу просто: «История». Однако поразмыслив, решил, что «вывеска» получается уж очень пафосная. Так «История» стала «Историей звука». Суть дела – в желании продемонстрировать путь, которым шла последние три с половиной десятка лет наша страна, сквозь призму развития группы «ДДТ». То есть – относительно большое в относительно малом.

Упростив ситуацию, можно сказать, что группа выбрала песни изо всех эпох и периодов своей творческой жизни, сведя их в один концерт. Но это, пожалуй, не совсем корректно. «История звука» – не «бест», не хиты. А вещи, наиболее ярко отразившие перемены, сладковатый аромат которых ощущается в воздухе и по сей день.

Любопытно, что многие из этих вещей группа играла не полностью – всего по одному-два куплета, объединяя фрагменты разных композиций в солидные по метражу попурри. При этом в концертный сет оказались включены вещи, много-много лет не звучавшие со сцены (в том числе – реликтовые «Дохлая собака», «Я получил эту роль», «Милиционер в рок-клубе» и др.).

В целом же программа была условно разделена на три части: «блок рок-н-роллов» (композиции восьмидесятых), блок вещей из девяностых и «блок «Индастриал» (вещи нулевых). Группа придумала интересные «отбивки» между частями: так, одной из «границ» стали, по выражению Шевчука, «стихи на бас-гитаре» – соло, исполненное укротителем басовых струн Романом Невелевым, с 2011 года играющим в составе «ДДТ». Еще одной «подведенной чертой» явился сольный номер вокалистки Алены Романовой, решенный в стиле «индастриал-фолк».

Гитара из 92-го

Почти в самом начале концерта Юрий Юлианович поинтересовался у зала, везде ли все слышно. «Мы с собой несколько трейлеров с аппаратурой привезли, мы старались, – заметил музыкант. – Хороший свет и звук – наша рабочая совесть». Если так, то никаких проблем с совестью у группы определенно нет – и звук, и свет выстроили отменно.

Впрочем, завсегдатаи выступлений «ДДТ» иного и не ожидали. Никто не удивился и супераншлагу, и почти семейной атмосфере концерта, и существенно обновленным версиям старых вещей. А вот то, что Юрий Юлианович, которому без пяти минут шестьдесят, будет источать совершенно необуз­данную энергетику и неистово скакать по сцене – для многих, похоже, явилось откровением. Группе все-таки почти четыре десятка лет; возраст – штука неумолимая, но Шевчук, тьфу-тьфу, выглядит и держится очень-очень свежо! Не говоря уж о том, что голос музыканта претерпел минимальные изменения и звучит все так же мощно и сочно, как раньше. Только теперь в коллективе есть еще и певица, так что ряд номеров за счет парного вокала заиграли новыми красками.

Без хитов, разумеется, не обошлось. Группа традиционно «уступает» непритязательной публике, включая во все программы последних лет два-три «мегабоевика» из серии народных нетленок. Так что «Просвистела», «В последнюю осень» и «Ветер» исполнялись хором в несколько тысяч глоток. И, кажется, почти никто не обратил внимание на то, что песни звучали совсем не так, как прежде. И отнюдь не потому, что в группе играли другие люди. Аранжировки «проапгрейдили» совершенно сознательно. Хотя соло в «Последней осени» гитарист Алексей Федичев исполнял на том самом инструменте, который использовался при записи альбома «Актриса весна» 1992 года, куда входит эта вещь (на альбоме гитарное соло в этой вещи играет Никита Зайцев, тогдашний скрипач группы). Много лет «та самая» гитара простояла в студии бесхозной (Никита Зай­цев ушел из жизни в 2000 году) – и вот снова пригодилась!

Память – жива

Одним из последних номеров стала новая вещь «Любовь не пропала», поклонникам коллектива, впрочем, уже хорошо известная. В начале марта «ДДТ» исполнили ее в программе «Вечерний Ургант». Позже она вошла в трехдисковый сборник «История звука», составленный по мотивам одноименной программы и предназначенный для продажи только на концертах команды.

Песню «Ветер» музыканты посвятили российским коллегам по рок-н-ролльному цеху, которых больше нет в живых.

– Давайте почтим их память, – предложил слушателям Юрий Шевчук. – Они были очень свободными людьми. Если кто-то из них вам особенно дорог – похлопайте, ему там будет приятно.

Самых громких аплодисментов, разумеется, удостоились наи­более известные рок-герои. Команде же стоит сказать спасибо за то, что на «виртуальной аллее памяти» оказались и те, кого практически не знает массовый слушатель – Георгий Ордановский («Россияне»), Денис Медведев («Два самолета»), Сергей Данилов («Мифы») и другие замечательные музыканты, чьи имена, увы, не на слуху.

Целиком же воронежский концерт группа посвятила памяти выдающегося рок-н-ролльщика Чака Берри, умершего 18 марта этого года. А прежде чем завершить выступление, коллектив исполнил на бис ставшую вновь острой и актуальной «Родину» и традиционную «Это все, что останется после меня».

– Ну как вам концерт, ничего? – поинтересовался напоследок у публики Шевчук, и многотысячный зал одобрительно загудел. – Да это и не концерт даже был. Так, пообщались…

Сергей ПОПОВ
Фото автора

тем временем

В интервью одному из воронежских изданий Шевчук упомянул о противостоянии с брянским губернатором, запретившим выступление группы в 2013 году. «Райкин все правильно сказал о цензуре – наболело, – отметил музыкант. – На наших концертах никакой цензуры нет, поэтому нас пытаются в некоторые города не пускать. В тот же Брянск, например. Помните историю с губернатором? Когда в 2013 году градоначальник запретил пускать нас в этот город... Но это трудно назвать цензурой. Цензура в том, что живой музыки в эфире нет. Ее всю загнали на YouTube, и она там живет. А вот на центральных каналах программ с живым звучанием очень мало.

контекст

Последний на сегодняшний день номерной альбом группы «ДДТ» – «Прозрачный» – вышел весной 2014 года. А этой весной группа планирует приступить к работе над очередным альбомом. Некоторые новые вещи уже играются на концертах, однако информации о том, войдут ли они в готовящийся альбом, пока нет.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ