2024-12-23

Григорий Гладков: «Званием «заслуженного» не слишком горжусь!»

В Воронеже, на детской Ассамблее искусств «С детьми на одной волне» в качестве почетного гостя побывал известный композитор Григорий Гладков.
В Воронеже на детской Ассамблее искусств «С детьми на одной волне» в качестве почетного гостя побывал известный композитор Григорий Гладков. Автор «Пластилиновой вороны» пообщался с талантливыми детьми, устроил мастер-классы, а также ответил на вопросы воронежских журналистов.

Кстати, недавно Григорий Васильевич отметил свой 65-летний юбилей. Он признался, что лучшим подарком ко дню рождения стала для него программа «Линия жизни», снятая для телеканала «Культура».

 Это самый замечательный канал, а для других я «рылом не вышел»,  смеется автор «Пластилиновой вороны».  Канал "Культура" – это признание профессионалов. Я сам не очень серьезно отношусь к своему творчеству, не особо верю, что я успешный, поэтому то, что канал «Культура» сделал про меня программу, – это большое счастье. Там я как раз говорил о том, что не считаю нужным праздновать свои юбилеи  это нескромно, это гордыня. В том, что ты родился, – твоей заслуги нет. Это заслуга только Бога и родителей. Надо праздновать юбилеи своих произведений! Да, я мог бы завесить всю Москву своими плакатами, как это делают многие медийные личности. Богатые друзья у меня тоже есть. Но мне такие вещи откровенно противны. За тебя должны говорить твои произведения. А то есть художник – все его знают, каждые пять лет Москву своими портретами завешивает. Художник есть, а произведений нет. Если ты так здорово умеешь себя пиарить, почему ты не распиаришь свои картины?

О любви к Воронежу


 Я очень люблю Воронеж, и прежде всего это связано с тем, что название моей самой известной песни фонетически перекликается с названием вашего города. Я бывал у вас много раз, и помню, одна из моих концертных программ называлась «А может быть, Воронеж?» вместо «А может быть, ворона». Я считаю, что это знак судьбы! Воронеж и Воронежская область – идеальное место для жизни. Я бы с удовольствием пожил здесь на склоне жизни, а если бы мне дали право выбирать третью столицу России, это, конечно же, был бы Воронеж!

Еще я дружил с вашим талантливым земляком  кинорежиссером Александром Гришиным, который ушел из жизни еще в 89 году. Саша умер совсем молодым, от порока сердца. Мы отправляли его на операцию, но он все тянул, боялся… Вот и не перенес. Он был жутким патриотом Воронежа, родной город фигурировал во всех его рассказах и песнях, он всех просто заражал любовью к вашему городу. Саня прекрасно играл на гитаре  это был любимый ученик советского режиссера и сценариста Марлена Хуциева – именно у него на курсе Саша учился во ВГИКе. Когда пересекаешься с Марленом Мартыновичем, он всегда говорит о Гришине  это его гордость. Мне жаль, что за свою жизнь Саша успел снять всего лишь три художественных фильма. Но зато какие! Кстати, к двум из них я писал музыку. Это картина «Поезд вне расписания» про катастрофу на железной дороге, с Владимиром Шевельковым и Натальей Вавиловой в главных ролях. И «Всего один поворот», там Борис Невзоров снимался. Это фильм о любви взрослой женщины-таксистки с автогонщиком… Третий фильм, который снял Гришин, назывался «Щенок», он был снят по пьесе Юрия Щекочихина – очень смелого журналиста, которого настигла трагическая смерть за то, что он вскрывал язвы общества. «Щенок» — малоизвестный, страшный фильм… Именно потому, что фильм страшный, а я человек веселый, я и не стал принимать участия. Я, конечно, мог бы и в эту историю окунуться, но как-то Саша понял, что я буду делать это через силу…

Кстати, моя мама родилась под Россошью. Деревня называлась Ладомировка, и когда-то это была Воронежская область. Сейчас уже, правда, Белгородская…

О родственных связях


 Мои родители до сих пор живы. Им по 90 лет, и недавно они отпраздновали 65-летие совместной жизни. Сейчас родители живут в Хабаровске. Так получилось, что все три брата мамы оказались на Дальнем Востоке. Один строил Комсомольск-на-Амуре, второй жил на острове Русский, а третий попал туда сразу после войны. Он прошел всю Великую Отечественную, 9 мая закончил войну в Будапеште. И поскольку у них было боевое подразделение, то их сначала всех пригнали в Москву, где они репетировали Парад Победы, а затем его вместе с остальными солдатами посадили в «теплушку»  вагон такой без окон  и погнали на Дальний Восток. Высадили в Благовещенске, там они переправились через Амур, и им сказали: «Дальше бейте узкоглазых!», имея в виду японцев. Недавно дядя рассказывал, что он еще и в Корейской войне участвовал… В итоге дядя оказался в Хабаровске. Он жив до сих пор. Ему 95 лет сейчас, и он еще работает! Ни одна пуля его не тронула. И если бы мама в то послевоенное время не уехала к ним, она бы умерла просто. Потому что матери не было, а отец пришел с войны раненый и контуженый.

Папа мой из Брянской губернии. Хотя на момент его рождения она была Орловской. После войны у него на глазах расстреляли деда, потом сожгли деревню, потом погнали в концлагерь всю семью. Они сбежали оттуда, потом его одного поймали, и снова отправили в концлагерь. Он снова сбежал, на крыше поезда переехал в Киев, окончил там техникум и взял самое дальнее распределение  в Хабаровск. А там уже встретил мою маму, и родился я. Вот такие жуткие истории о неприкаянных людях. Страшное было время…

О «вечных» песнях и новом творчестве для детей


 Еще Максим Горький говорил: «Для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше!» Яркая мелодия «пробьет» все  и гаджеты, и все остальное. В песне ведь главное – мелодия, мотив. А аранжировки могут быть разные. Есть ремиксы, ремейки… Это тоже жанр. Все старые детские хиты перепеты. Целые ансамбли появились… И ремиксы потрясающие, современные. У них аранжировки сегодняшнего поколения, а мелодия и слова – прежние. Даже «Пластилиновую ворону»  балладу без припевов  осовременили. Ее поет «Хор Турецкого», треш-группа «Рогатые трупоеды»  я в интернете видел. На сцене у них могилы, черепа, кладбище, дым идет… Так что есть «Ворона» и в таком варианте.

Одно время был период затишья, когда остановилось производство мультфильмов, мало писалось для детей… А сейчас наша мультипликация на подъеме. У нас прекрасные мультсериалы, которые хорошо продаются за рубежом. Взять ту же «Машу и Медведя», «Лунтик», «Смешарики», мультики про богатырей наших… Ваша студия снимает «Снежную королеву». Молодцы ребята. Не знаю, как они это все придумали. Сначала я думал, что они берут какую-то зарубежную кальку, а потом познакомился с ними и узнал, что они все делают сами. Просто фантастика! Просто сейчас много информации, люди не успевают отслеживать новинки. Детские передачи не показывают в прайм-тайм – в этом время показывают убийства. А жаль, ведь хорошие мультфильмы воспитывают новое поколение.

О подвижниках


 Я считаю своим долгом помогать талантливой молодежи. В свое время мне очень помог Эдуард Успенский, который, к сожалению, на днях ушел из жизни. Как известно, самые сложные – первые шаги, поэтому для молодежи всегда очень важен совет. Они ведь не знают, куда идти, кому показывать… В силу профессии мне часто приходится сидеть в жюри, и когда я вижу таланты, то всегда стараюсь протянуть руку помощи. Если, конечно, человек в ней нуждается...

Детская ассамблея, на которую я был приглашен в Воронеж, создана вашим земляком Виталием Осошником и его супругой Натальей для того, чтобы помочь талантливым людям. Я восхищаюсь ими, это великие люди! Виталий пишет замечательные песни, Наташа – стихи. Они создали и свой ансамбль «Волшебники двора», и школу-студию, и вот эту ассамблею. Это огромная помощь талантливым детям! Ведь делают они это практически бескорыстно, особых финансов это все не приносит. Это подвижники, которых нельзя не уважать.

Знаете, бывают такие женщины в подъездах. В квартирах-то у нас у каждого хорошо, а вот в подъезде не всегда. Но как только в моем подъезде исчез последний алкоголик, женщины-подвижницы тут же занялись украшением подъезда. Вынесли цветы из дома в плошках, картины повесили, потом стены разрисовывать стали… И наш подъезд теперь напоминает мне интерьер детского сада «Ромашка», куда я водил детей. Теперь они облагораживают двор, сажают там цветы и борются с затаптывающими их алкоголиками. Скоро будет у нас как в Голландии – и дома хорошо, и вокруг хорошо. Вот и ваши Осошники такие  невероятные созидатели.

И ладно бы у них в творчестве не очень получалось много таких композиторов, поэтов… Хита нет, и люди создают школы, студии… Происходит такая замена. А у Осошников потрясающий репертуар, они такие хиты создают!

Об авторских правах и создании хитов


 Недавно в Харькове открылось арт-кафе «Пластилиновая ворона», и я написал, что мне хотелось бы там побывать. Все стали спрашивать  а как же авторские права? А они у вас разрешения спросили, чтобы так назвать кафе? Да какие авторские права! Мы счастливы, что оно вообще открылось, что песня моя живет, и о ней помнят. Есть, конечно, злостные пираты, которые тайно зарабатывают на нас. Вот с ними нужно бороться! Вот Виталий Осошник боролся с такими пиратами, обращался в суды. И Российское авторское сообщество вступалось за него несколько раз. Но его произведения просто в наглую использовали. Причем делали смету под него – настоящие жулики.

Не у всех есть талант создания хитов. А может, и есть талант, но этого композитора время не оценило. Нет хита. Имен называть не буду. Есть такое правило рекламы – себя хвали сколько угодно, но других не ругай! Просто я говорю о том, что это великое таинство – как сочинить песню, которую все будут петь. Чтобы она не была пошлой… И тогда люди замещают это работой в студии, знают музыку всю, делают какое-то позитивное дело. Но не получается у них «Муха-Цокотуха», как у Чайковского, или такие песни, как у Виталия Осошника…

Есть композиторы, которые хит за хитом выдают. Как Раймонд Паулс, или группа «Битлз». И ощущения от их произведений – будто бы ты это где-то слышал уже. Так же и Баха когда слушаешь как будто ты слышал эту музыку, ты уже родился, зная ее. Великое искусство заключается в том, чтобы пройти по лезвию, ничего не заимствуя и зная, что это твоя мелодия. Просто она уже на подкорке. Это великий талант. И есть люди, которые им владеют. Но это дается единицам, это Божий дар.

О попсе и кризисе


 Попса постоянно развивается, она точно не в кризисе. Музыкальная часть и аранжировки  суперинтересные. Ребята все время в поиске, на острие, они знают все мировые новинки. Они копируют самые лучшие музыкальные образцы. Ну и что? И молодцы. Я не понимаю, почему люди к попсе с пренебрежением относятся, говорят «попса голимая». Наверное, из-за текстов песен. Для русского человека и культуры очень важно слово, смысл. У нас как в Библии: «Сначала было слово». Если плохой текст, то над ним начинают смеяться. Любой прокол сразу замечается. А там, где хорошие стихи и музыка, получается просто шедевр.

О собственных достижениях и сбывшихся мечтах


 Когда-то я мечтал, чтобы вышла пластинка, и она у меня вышла. А после нее  кассеты, диски... Потом мечтал музыку к спектаклю, и это тоже получилось. Хотел написать музыку к фильму, стал писать. Затем  к мультфильмам. Сейчас своим достижением я считаю создание интернет-радиостанции, которая называется «Григорий Гладков, 101». Мне ее подарили мои друзья из одного радиохолдинга. Когда я был за рубежом, мне один иностранец показывал приемник, который скачивает интернет-радиостанции. Набираешь Beatles, и там тысячи песен в стерео. Или кантри, или джаз. Всего порядка 10 тысяч станций. Я ему сообщил, что у меня тоже есть своя станция, и когда среди «Битлз», «Пинк Флойд» и прочих мировых знаменитостей он нашел станцию «Григорий Гладков, 101», то был в шоке.

Для меня было важно вступить в Московский союз композиторов. И не где-то там, а в Москве. И я честно вступил в Союз композиторов, в московское отделении. В этот день пришли все московские композиторы, что бывает редко, и меня приняли. Есть еще Российский Союз композиторов, но я в Московском. Я вообще член трех Союзов  кинематографистов, театральных деятелей и композиторов. Честно говоря, я в детстве даже не мечтал об этом, не думал, что буду композитором. Для меня музыка всегда была отдушиной. Своей судьбой я напоминаю чернокожих музыкантов, у которых была очень тяжелая жизнь. Они была рабами, их угнетали. Их привезли из Африки, и они придумали самую веселую музыку в мире  регтайм, диксиленд… У меня тоже музыка веселая. Мне кажется, что композиторы, которые пишут печальную музыку, выражают таким образом свою тоску по отобранному детству. Сейчас же вся современная классическая музыка какая-то трагичная! А у меня детство было полноценным  игра в войну, футбол, гитара, двор, девочки, опять футбол, опять девочки… Девочек уже нет  у меня семья, а в футбол играю. С командой артистов «Старко».

Если говорить о личных, а не профессиональных достижениях, то считаю мужской смелостью свое присутствие при родах собственных детей  дочери и сына. И этим я тоже горжусь!

О званиях


– Сейчас много «заслуженных», «народных»… И все считают, что в Кремле их заметили и дали. На самом деле все не так. Чтобы получить звание, надо изрядно побегать! Все сами собирают документы, проталкивают… Если человек талантлив – быстро пройдет. А если не очень, звание придется «вышибать», обивая многочисленные пороги. Мне все документы отец собирал, с костылем ходил. Поэтому званием «заслуженный деятель искусств» я не слишком горжусь. А вот тем, что меня приняли в Союз композиторов – этим я горжусь. Я, кстати, еще почетный житель двух городов США. Кому б еще дали такое звание? Да они наших на порог не подпустят! А мне дали, и я считаю, что этим тоже можно гордиться.