2024-12-13

Говорит и показывает: воронежская мастерица возрождает историю народного костюма

Мастерица Ольга Гусева создала очередную сказочную историю – на этот раз ее заинтересовал сюжет «Крошечки-Хаврошечки». Персонажи, одетые в разные костюмы Воронежской губернии, встретились с первыми маленькими зрителями клуба, открывшегося на базе «Интерлингвы» в начале ноября.

Мастерица Ольга Гусева создала очередную сказочную историю – на этот раз ее заинтересовал сюжет «Крошечки-Хаврошечки». Персонажи, одетые в разные костюмы Воронежской губернии, встретились с первыми маленькими зрителями клуба, открывшегося на базе «Интерлингвы» в начале ноября.

– На Крошечке-Хаврошечке костюм, который носили в селе Ольшанка Нижнедевицкого района, на Одноглазке – из села Каширское, на Двуглазке – из села Пчелиновка Бобровского района. А Трехглазку я нарядила в костюм села Россошь, такой носили выходцы с Украины, и в нем есть элементы их культуры, – рассказала кукольница Ольга Гусева.

DSC07368.jpg

Идея создать кукол для этой сказки возникла неслучайно: именно в ней рукодельница увидела возможность показать воронежским детям не только сказку, но и разнообразие наших костюмов. Конечно, оговаривается Ольга, в одной семье не могут носить одежду разной местности, но это такой художественный ход, который объясняется во время прочтения сказки – желанием рассказать детям о забытой истории костюмов. Создать их достоверно Ольге помогли народный мастер Воронежской области Елена Матвеева и преподаватель филфака ВГУ Татьяна Пухова.

Все кукольные серии Ольги Гусевой отличаются живостью и сюжетом, который можно рассмотреть в мелочах (см. № 82 газеты «Берег» от 9 ноября 2018 г.). Например, в сказке «Свинопас» даже горшочек «поет», работая по принципу музыкальной открытки. В истории «Крошечки-Хаврошечки» куклы оживлены общением и делом – щелкают семечки и шепчутся про сироту, попавшую в их дом.

– Сваляла еще и корову, которая тоже важное место занимает в повествовании. На ней – прозрачная ткань, на которой акрилом я нарисовала встречу Крошечки-Хаврошечки с родителями. Если помните, то в сказке Хаврошечка залазила корове в ухо. А под копытами буренки – лоскутное одеяло, символизирующее луг, где можно увидеть разнообразие цветущих и ароматных трав, – рассказала мастерица.

DSC07322.jpg

С этой сказки стартовала работа кукольного клуба. В планах – показать шесть разных историй. Среди прочих работ Ольги Гусевой – упомянутый «Свинопас», французская сказка «Волк и овца», «Шерлок Холмс» и другие.

Только на одну куклу мастер тратит до семи тысяч рублей, но так любит это дело, что планов, несмотря на немалые затраты, громадье. Ольга Гусева мечтает воплотить в жизнь японские сказки и истории из Средневековья, которые дают большой простор для фантазии.

Своих помощниц в создании русской народной истории рукодельница отблагодарила подарком – куклой в воссозданном по учебникам и воспоминаниям костюме села Краснолипье Репьевского района. В наряде очень редком и живущем доселе исключительно в описаниях. Теперь можно не только почитать, как он выглядел, но и увидеть его – кукла стала частью коллекции Музея народной культуры и этнографии Воронежского госуниверситета.

– Это очень сложный костюм, который и носить-то было непросто. Прежде чем надеть головной убор, нужно было определенным образом заплести волосы. Головной убор называется сорокой, такие сложные уборы пришли к нам из Мордовии. Каждый костюм содержит в себе черты той местности, откуда народ переселялся в наш край, – рассказала Елена Матвеева. – У нас этот костюм появился в XVII веке, имеет много нюансов, которые воссоздать тяжело. Но кукла Ольги Гусевой почти до мелочей соответствует оригиналу.

Ирина ЛАЗАРЕВА

Фото Алисы Ермаковой и автора