2024-12-25

Готовы ли воронежские дети к восприятию патриотизма?

Совсем недавно Воронеж отпраздновал День Победы. Жители города почтили память своих героев, отдали почести ветеранам, живущим и поныне, в очередной раз слились в патриотическом экстазе.

Совсем недавно Воронеж отпраздновал День Победы. Жители города почтили память своих героев, отдали почести ветеранам, живущим и поныне, в очередной раз слились в патриотическом экстазе. 

Однако патриотизм – явление, которое воспитывается не только и не столько в дни памятных военных дат. Его закладывают сызмальства. Как? Об этом – наш разговор с директором МБУДО «Детско-юношеский центр» (ДЮЦ) Игорем Манаковым, занимающимся вопросами военно-патриотического воспитания уже не один десяток лет.

Жвачка для солдатского мешка

– Игорь Валерьевич, ДЮЦ с самого начала своей деятельности славился своей военно-патриотической работой. А сегодня она не выведена в отдельную функцию центра. Почему?

– Она не выведена только в официальных планах, но ведется на многих направлениях. А не выведена по нескольким причинам. У нас нет педагогов, которые могли бы вести подготовку к игре «Орленок», нет средств содержать военно-спортивный кружок. Но мы, например, проводим уже много лет игру «Зарничка». Занятия включают в себя метание гранаты в противогазе, прохождение минного поля, написание письма фронтовика домой, дартс.

Одна из станций игры, например, включает очень интересное соревнование. Мы выкладываем перед детьми массу инвентаря: солдатские ложки, котелки, портянки, носки. Подбрасываем современные вещи: сотовый телефон, жвачку, чипсы и т.д. За определенное время ребятам надо упаковать солдатский мешок. Забавно, когда первым делом современные дети хватают телефон, флэш-карты. Но на таких смешных примерах мы объясняем серьезные вещи.

Безрукая и беспомощная

– Через ваши руки прошло уже несколько поколений детей. Как вы считаете, сегодняшний школьник отличается от учащегося, например, 15- или 20-летней давности?

– К сожалению, отличия есть не только у детей, но и у взрослых. Например, последние несколько лет президент акцентирует внимание на трудовом воспитании. Но что мы имеем в реальности? В этом году на нашей базе прошел первый конкурс среди школ по начально-техническому моделированию. В сентябре управлением образования был разослан приказ для преподавателей труда и технологии, чтобы они пришли к нам на семинар. И мы им должны были объяснить, как выполнять конкурсные работы.

Так вот, из ста школ на семинар прибыли представители только 19. Часть из них просидели с каменным лицом, сказав потом, что им это не нужно. Другая часть отметила, что не имеет технической возможности это сделать и ничего докупать они не будут. В результате 12 мая мы провели соревнования, в которых приняло участие всего восемь школ.

– Но это – свидетельство отсутствия заинтересованности педагогов, а не детей…

– А кто научит детей, как не педагоги? Сейчас дети видят шуруп, берут молоток и забивают его. И это совсем не смешно. А 20 лет назад мне ребята из подсобных материалов за полчаса пистолет собирали! Сейчас молодежь растет безрукая и беспомощная. И решение этой проблемы – тоже элемент патриотического воспитания!

Но, увы, и с собственно патриотизмом у сегодняшних детей есть проблемы. Они не знают военной истории, потому что сегодняшние программы часто сковывают учителей по рукам и ногам. В результате школьники иногда даже не знают, когда началась и окончилась Великая Отечественная война.

Ребята приходят к нам на экскурсии – ведь у нас созданы два небольших военных музея. И, водя их от экспоната к экспонату, я пытаюсь рассказать об особенностях военного времени на понятных для них примерах. Например, картину блокадного Ленинграда рисую так, чтобы они попытались представить себя детьми того времени – рассказывая достаточно натуралистично, с чем им пришлось бы столкнуться.

Шок – для понимания

– Однако такие картины могут быть достаточно шокирующими…

– Они и являются таковыми. Но иначе им не показать, не заставить прочувствовать ужас той ситуации, когда матери были вынуждены прятать ребенка под станком, на котором работают, чтобы он не стал, уж извините за прямоту, «пирожком с мясом».

– И дети понимают?

– В определенный момент начинают понимать. И тогда я вижу, что у них появилось какое-то осознание войны.

– Два музея – это все возможности, которые вы используете в качестве «наглядных пособий» военно-патриотического толка?

– Конечно, нет. Мы с удовольствием используем возможности и внешних площадок. Например, регулярно проводим запуски моделей кораблей в фонтане Кольцовского сквера на 9 Мая и День города, устраиваем выставки с военно-патриотическим уклоном. Проводили несколько лет конкурсы «Салют Победы» по стендовому моделизму, совместно с епархией организовывали конкурс «За Русь святую», посвященный роли церкви в защите Отечества. Всего и не перечислить, если честно.

Не раздувая штат

– Сколько детей сегодня посещает ваш центр?

– Более 1200 человек. Предвижу ваш следующий вопрос и скажу: мальчишек из них – процентов 40. Ведь у нас – масса направлений работы самого разного профиля. Впрочем, по линии патриотической работы, прикладных кружков и секций, конечно, занимаются в основном мальчики.

– И сколько сотрудников работает с таким количеством ребят?

– Всего 30 человек. Причем в основном эти люди – педагоги. Мы не раздуваем штат.

– Как вы в таком случае со всем справляетесь?

– Тяжело. Но мой заместитель – Перевозчикова Анна Вячеславовна – взяла на себя всю бумаготворческую работу. Поэтому мне удается на общественных началах и создавать музеи, и устраивать соревнования, и даже проводить различные семинары. Педагоги тоже знают свое дело, вот так вместе и справляемся.

Беседовала Надежда БЕХ
Фото Юрия БАБАЯНА