2024-04-23

Гоша Куценко: «Хочется работать душой и воображением, а не лицом и ногами»

Недавно, в Воронежском концертном зале, известные актеры Ирина Апексимова и Гоша Куценко вновь представили на суд воронежской публики спектакль «Скамейка», который практически ежегодно собирает в нашем городе аншлаги.

Недавно в Воронежском концертном зале известные актеры Ирина Апексимова и Гоша Куценко вновь представили на суд воронежской публики спектакль «Скамейка», который практически ежегодно собирает в нашем городе аншлаги.

Несмотря на то, то спектакль идет уже много лет, он до сих пор интересен зрителям. Можно было бы задаться вопросом, почему пьеса из советского прошлого (ставил ее советский и российский драматург Александр Гельман), с давно ушедшими реалиями бытия, до сих пор актуальна и востребована в наши дни… А дело в том, что пьеса эта о простых и понятных вещах, ее герои реальны и узнаваемы. Да и отношения мужчины и женщины – вечная тема, которую всегда будут обыгрывать в театре.

Если коротко, то по сюжету на скамейке в парке культуры встречаются «два одиночества». Он – бабник и любитель пофлиртовать. Она – разведенка, одна воспитывающая маленького сына и мечтающая о любящем муже и крепкой семье. По ходу пьесы выясняется, что это не первая их встреча на этой скамейке. Вся история, собственно, и разворачивается только потому, что однажды она уже становилась его очередной жертвой. Когда-то он клялся ей в любви, обещал купить сыну велосипед, а наутро просто исчез…

Повторная встреча в парке буквально «взорвала» их жизнь. Чтобы завоевать Веру (Ирина Апексимова), Федор (Гоша Куценко) беззастенчиво врет, нагромождая одну ложь на другую. У Веры нелегкая задача – раскрыть обман Федора и снова не попасть под его мужское обаяние. Когда же ей удается вывести его на чистую воду, открывшаяся правда не приносит ей радости – Федор женат. И после разговора с Верой Федор внезапно осознает, насколько сильно он влюблен в свою жену. Оказывается, все любовные похождения этого прожженного ловеласа – лишь способ самоутвердиться и заглушить в себе всепоглощающую ревность и безумную любовь к своей супруге. Этот разговор на скамейке в парке, этот вечер длиной в вечность помогают героям проникнуться друг к другу душевным сочувствием и, по словам самого автора, стать близкими людьми. Ведь несмотря на всю свою внешнюю непохожесть герои (загадочный Федор, который постоянно меняет свое имя и биографию для каждой новой женщины, и простая, открытая Вера, бросающаяся в новые отношения, каждый раз веря, что это – навсегда) на самом деле очень похожи. Это потерянные люди, которые бродят по парку в поисках новых самообманов…

«Мне всегда нравилось нравиться»

Несмотря на явную усталость, Гоша Куценко согласился пообщаться с воронежскими журналистами и рассказал о тяготах профессии, о том, почему он хочет уйти из сериалов, и за что его хвалил Никита Михалков…

 Вы актер, режиссер, продюсер, музыкант. Какая из этих ипостасей вам ближе всего?

 Музыкальная. Она самая безответственная. Это для меня отдых. Такое глобальное увлечение. Я отдыхаю, когда играю концерты. И играть в театре – это большой актерский труд.

 Вы рассказывали, что пошли в актеры потому, что хотелось нравиться людям. Удалось достичь этого?

 Да, вспоминаю себя в молодости – мне нравилось нравиться. И теперь это возведено в профессию, ты нравишься своим трудом. Мне вообще нравится делиться своими соображениями, мыслями, впечатлениями.

 Вы не раз говорили, что хотите бросить актерскую работу. Тем не менее картина «Каникулы президента» датирована 2017 годом...

 Я говорил не о том, что хочу уйти из актерской профессии, а о том, что мечтаю уйти из сериального производства – из такой актерской рутины. Это просто тяжелый труд. На Западе уже умеют из сериального производства делать кино, а у нас это актерская бенефисная работа. И она тяжелая. Это большие переработки, актеры находятся по 12 часов на площадке, это очень тяжелый труд. И когда у тебя 15-20 съемочных дней в месяц, это тебя сильно изматывает, и не остается времени не только на личную жизнь, а вообще на жизнь! Поэтому я стремлюсь перестроить свою жизнь, чтобы с годами заниматься более щадящими творческими процессами. Хочется больше работать душой и воображением, чем ногами и лицом.

«Сериал – как кругосветка, он аннулирует всю остальную занятость»

 То есть съемки в кино вам пока еще не надоели?..

 Кино и сериалы – это диаметрально противоположные вещи. Безусловно, кино – это приключение. У людей моего возраста это уже не есть суть профессии. Тебя приглашают по определенному стечению обстоятельств, когда, что называется, «звезды сходятся». А так я пытаюсь писать и продюсирую картины. Сейчас у меня в запуске две картины. Рабочее название первой  «Робот». Я выступаю продюсером и буду снимать как сорежиссер, надеюсь, все удастся запустить в ближайший месяц. Это комедия с элементами мелодрамы о том, как робота отдали на воспитание в семью, и он увел супругу у мужа. Я в этой картине не играю, только озвучиваю робота, которого будет играть настоящий робот.

Второй проект называет «Балканский рубеж», его можно будет увидеть уже весной этого года. Это очень большой проект о событиях в Косово в 99-м году  о развернувшейся там войне и о том, как русские солдаты помогали югославским военным в борьбе с косовскими сепаратистами. Все основано на реальных событиях. Мне всегда хотелось воздать должное тому сложному периоду времени  когда была эта ненаказуемая агрессия, когда были развязаны узлы войны. Возможно, именно тогда и началось безнаказанное путешествие вооруженных людей по планете. Картину эту я и продюсирую, и играю там как актер. Но не главную роль, а роль-сопровождение. Я занимаюсь этим проектом четвертый год, а сами съемки начали с осени – в октябре месяце. Надеюсь, весной фильм уже выйдет в прокат.

 Ну а от сериалов удалось отойти?

 К сожалению, нет  работаю. Это процесс, который длится долго. Вчера у меня закончились съемки в первом сезоне сериала «Скорая помощь». Будет ли продолжение  покажут рейтинги. А пока я приступаю к работе над сериалом «Ольга» на ТНТ, это уже третий сезон. Буду играть парня Яны Трояновой (главной героини Ольги. – Прим. авт.). В сериальной работе нужно очень четко разбираться, потому что ты идешь не просто поучаствовать в каком-то эпизоде. Вот в фильме «Каникулы президента» съемки заняли 15 минут. У меня там был короткий комедийный эпизод, на который меня пригласила моя подруга и однокурсница Катя Семенова. Иногда вот так участвуешь в каких-то работах из-за частного, личного приглашения. Такое гостевое приглашение.

 Как я понимаю, кино – это для души, а сериалы – для заработка?

 Когда идешь работать в сериал, это все равно, что в театр. Ты понимаешь, что если у тебя какая-то существенная роль, то это надолго. Поэтому я к сериалам и избирателен, потому что это как кругосветное путешествие, ведь это автоматически аннулирует всю твою остальную занятость. И ты зарабатываешь на сериале столько, сколько заработал бы на каких-то других проектах в совокупности – в театре, на съемках каких-то эпизодических ролей в кино… А тут ты играешь главную роль, но она забирает все твое время. Поэтому сериал на определенный промежуток времени становится источником твоего дохода. Но говорить, что ты идешь сниматься в сериал из-за денег, – это глупо. Ради денег ты можешь поработать день, два, неделю… Но полгода тебя эта мысль греть не будет. Поэтому для меня в сериале важна идея, партнеры, компания, с которой ты работаешь, быт – чтобы и качество труда тоже удовлетворяло.

«С улыбкой смотрю на то, как запрещают фильмы, привлекая к ним еще большее внимание»

 На самом деле вы один из тех редких актеров, кто пришел в сериалы, уже будучи популярным, а не вырос из них…

 Я действительно никогда не снимался в сериалах. И в какой-то момент я был искушен сериалом «Последний мент». 5 лет назад я клюнул на финансовую сторону вопроса, и не знал еще тогда, с чем сталкиваюсь. А потом втянулся в работу, был второй сезон, третий… Это опыт, безусловно. И несмотря на то, что я взрослый парень, сравнивая себя пятилетней давности и сейчас, я вижу, что в кадре обрел большой опыт, которого у меня за эти 5 лет появилось больше, чем за предыдущие 25!

В сериальной работе есть свои плюсы и минусы. Я укоренился в какой-то своей технике, а, по идее, когда ты снимаешься в кино, она должна создаваться новая  раз от раза. Ты играешь персонаж и создаешь свое внутреннее исповедание. А играя в «Последнем менте», я за два года работы уже переродился в какого-то похожего персонажа – ты уже ничего и не играешь, ты и в жизни ходишь так же, так же говоришь, одеваешься… Вообще ничего не играешь! В этом есть кайф, какая-то дикая органика, но есть и минус – исчезает момент чего-то кардинально нового. И когда мне пришлось перестраиваться для сериала «Скорая помощь», где я играл водителя, то у меня возникли большие проблемы. Первые дни я словно в аду был, приходилось себя переделывать. Сейчас снова буду себя переделывать для сериала «Ольга», потому что успел привыкнуть к «Скорой помощи».

 Как вы относитесь к тому, что в последнее время стали запрещать фильмы... Сейчас Минкульт отозвал прокатное удостоверение у фильма «Смерть Сталина»...

 Я с улыбкой к этому отношусь, потому что тем самым они привлекают еще большее внимание. Мы на днях получали премию «Золотой орел» за короткометражку «Время жить, время умирать», что я считаю хоть и небольшой, но победой. Мы сняли ее год назад, свозили на «Кинотавр», но там не получили чего хотели. Я вообще не понимаю технологии работы наших фестивалей. Я пересмотрел все работы, и, на мой взгляд, у нас был самый сильный короткий метр. Но тогда мы получили только приз критиков. Потом мы уехали на фестиваль «Короче» – почему-то нас не поставили в основную программу, ничего при этом не объяснив. При этом все остальные короткометражки, которые были на «Кинотавре», допустили к показу. А нам даже не удалось поучаствовать в конкурсе...

Зато на показах из разряда «В одной обойме», где показывали все картины сразу, наша короткометражка делала вечер, она разносила всех в пух и прах. Это, конечно, неприятно и обидно  когда делаешь какую-то работу, и оценивая ее объективно за счет своего опыта и возраста, понимаешь, что это сделано качественно, а ее откровенно не хотят замечать. Наш талантливый режиссер Миша Поляков очень, конечно, расстроился. Он как раз сидел без работы и очень рассчитывал на эту картину.

Но, слава Богу, каким-то чудесным образом наша короткометражка попала к Никите Сергеевичу Михалкову. Когда несколько человек ему одновременно рассказали о ней, он решил ее посмотреть. Еще перед Московским кинофестивалем… Картина ему очень понравилась, он нас похвалил и полгода спустя пригласил на «Золотой орел». Для нас участие в «Золотом орле» было парадоксальной вещью, я скептически к этому относился… Но тем не менее мы получили главный приз. Думаю, для короткого метра это большой пьедестал. Хотя мы собрали с десяток наград на фестивалях федерального, регионального уровней… 

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ