2024-10-22

Главреж Воронежского ТЮЗа рассказал о творческих перспективах коллектива

Главреж Воронежского ТЮЗа рассказал о творческих перспективах коллектива
Пост главного режиссера Воронежского театра юного зрителя Максим Иванов занял чуть больше двух месяцев назад. Срок небольшой, но вполне достаточный, чтобы оценить первые шаги и поговорить о планах на начавшийся сезон. Новый руководитель охотно поделился с редакцией своим видением того, по какому пути должен двигаться современный театр для детей и юношества.

СТАРТ УСПЕШНЫЙ

– Максим Валерьевич, каковы ваши первые впечатления от работы в новой должности? Насколько ожидания совпали с реальностью?

– Впечатления, честно сказать, грандиозные. Я ни в чем не разочарован, а если чем-то и поражен, то только в хорошем смысле. Согласившись возглавить труппу, я предложил целую программу развития ТЮЗа. Ее цель в том, чтобы восстановить ту театральную институцию по работе с детьми и юным зрителем, которая когда-то была, но затем утратилась. Ведь применялись специально разработанные методики, были драматурги, писавшие пьесы именно для детского театра. Сегодня, к сожалению, у нас большой пробел в этом. Вместе с тем мы видим, что в нашей стране, прежде всего на фоне переживаемых событий, потребность серьезно заниматься детьми не просто накопилась – она стремительно возрастает. И мы хотим создать в театре такую, что ли, базу исследований в этом направлении.

– Это только планы или уже приступили к реализации?

– Приступили. Первый шаг – наша «свеженькая» премьера, беби-спектакль «Где лужа, там и я». Не секрет, что, обращаясь к детям, важно знать особенности возрастной психологии. У детей свои механизмы восприятия реальности работают. И, конечно, профессионалы в театре должны это учитывать. Так вот к этому спектаклю мы очень основательно подошли: сделали в Москве очень большой отсев, искали профессионала, который понимает всю специфику работы с этой возрастной категорией, знает, чем спектакль для малышей 2-4 лет отличается от постановки, рассчитанной на детей постарше. И режиссер Анна Боголюбская-Куненкова, конечно, большой профессионал. К этому направлению подходят чаще со стороны такого аниматорства, а наша задача была – сделать спектакль, который бы нес в себе функции и воспитательные, и обучающие, но при этом соответствовал бы определенному уровню зрелищности и высокому художественному уровню. Мне кажется, у нас получилось, мы точно «не сели в лужу» и планируем продолжать работу в этом направлении.

ИЗМЕНЕНИЯ В АФИШЕ

– Какие еще премьеры ожидают зрителей в этом сезоне?

– Мы уже начали репетиции спектакля к Новому году. Это будет «Щелкунчик» по сказке Гофмана в моей постановке. В спектакле не только прозвучит музыка Чайковского, но и будут небольшие атмосферные сцены из жизни композитора – скажем, как он показывает наброски будущего балета своим племянникам, и из этого рождается сказка о Щелкунчике.

В феврале Александр Сидоренко выпустит спектакль в рамках проекта «Скорая театральная помощь». Это проект для детей, которые по тем или иным причинам не могут прий­ти в театр. Спектакли играются в больницах, санаториях и так далее. Будущий спектакль пока не имеет названия. Пьесу в стихах специально для театра пишет местный автор Игорь Колмаков. У нас в начале сезона была презентация его книжки «Приключения Василисы в городе» – замечательный автор, пишет легко, классно…

Весной, к юбилею Победы, я поставлю спектакль «Мой добрый папа» по повести советского автора Виктора Голявкина. Это про начало Великой Отечественной войны, уход отца на фронт и то, как воспринимает это маленький мальчик. Война глазами ребенка – тема, которая, к сожалению, редко затрагивается. А ведь это, опять же, и воспитательная, и педагогическая работа с юным зрителем. Важно поддерживать память, важно, особенно сегодня, ребенку ответить на вопрос, что такое война, героизм, как относиться к этим понятиям…

И под занавес сезона спектакль в нашем театре выпустит Каро Балян. Известный режиссер, ставит во многих странах, ратует и болеет за русскую культуру и русскую литературу. Мы с ним долго очень выбирали и остановились на классическом произведении – пьесе Горького «На дне», которая входит в школьную программу, для нас это тоже важно.

– А как, на ваш взгляд, сегодня нужно преподносить классику юному зрителю?

– Классика не должна быть скучной, музейной. Но при этом нужно учитывать, что на спектакль могут прийти дети, которые в театре оказались впервые или не читали этого произведения, не знают исторического и литературного контекста, в котором оно было написано. И сегодня, переосмысляя классический материал внешне, мы рискуем запудрить голову нашему зрителю. Поэтому я за то, чтобы внешне к классической литературе в театральных постановках мы подходили очень аккуратно и трепетно. Но внутри мы можем привнести туда новые смыслы, новый взгляд.

– Все ли спектакли прошлых лет сохранятся в репертуаре?

– Не все, так как несколько артистов в начале сезона покинули труппу.

– Покинули в связи с чем?

– Кто-то переехал в другой город, кого-то позвали в другой театр. Это нормально. С двумя актерами не продлили договор, так как я просто не вижу их в команде в силу сложившегося с их стороны отношения к театру.

Мы приняли шесть новых артистов. Все они выпускники Воронежского института искусств этого года. Талантливейший курс, сильные ребята, и мы в театре сделаем все для того, чтобы они развивались и были востребованы.

Некоторые спектакли мы восстанавливаем, но не всегда целесообразно делать большое количество вводов, поэтому от нескольких названий вынуждены отказаться.

ТЕАТР КАК ШКОЛА

– Какие еще новшества ждут зрителей в этом сезоне?

– Мы планируем в ближайшее время создать при театре Школу юного зрителя. Это большой комплекс мероприятий, которые помогут с ранних лет понимать язык театра, узнать, что это вообще за искусство, откуда оно взялось. Это и обучение юных критиков и театральных блогеров. Потому что это тоже нужно уметь и понимать – в какой системе координат, по каким критериям оценивать то, что я вижу.

Серьезным событием станет для нас и открытие театральной студии. Это даст возможность юным зрителям окунуться в театральную среду, увидеть, как работает театр изнутри, как проходят репетиции. И, конечно, студийцы будут участвовать в спектаклях и других мероприятиях театра.

Сегодня необходимо вернуться к диалогу между театром и юным зрителем. А для этого недостаточно просто ставить хорошие спектакли – нужно развивать театр. И у меня немало идей, как необходимо это делать.