В среду, 17 января, на своем 30-м заседании Воронежская городская Дума приняла положение о новой схеме выборов мэра города.
Документ под официальным названием «Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы городского округа город Воронеж» вызвал дискуссии и единогласного одобрения не получил. Шесть представителей оппозиционных партий воздержались от голосования. Более того, спикер Думы Владимир Ходырев тоже признал документ «нуждающимся в доработке».
Но он все-таки убедил депутатов принимать «Положение» именно сейчас – иначе есть риск не уложиться в законные сроки выборов (точнее, по документу, «избрания») градоначальника и получить такой кризис муниципальной власти, какого современная Россия еще не знала.
Уложиться в срок
Дело в том, что, по федеральному законодательству, в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования избрание нового мэра должно осуществиться не позднее, чем через шесть месяцев со дня отставки. Значит, остается менее полугода на все приготовления.
За это время процедура должна пройти несколько этапов, все из которых – новые для Воронежской власти.
Документ, определяющий критерии отбора участников конкурса, опубликуют в течение семи дней.
Далее сформируют комиссию в составе 10 человек. Пятерых представит гордума, столько же выдвинет глава региона.
– Почему-то утвердилось убеждение, что членом комиссии от гордумы должен быть обязательно депутат, – прокомментировал для журналистов это положение председатель думской комиссии по местному самоуправлению Александр Головин. – Со стороны гордумы в комиссию могут войти любые достойные граждане.
– И со стороны облправительства не обязательно будут одни чиновники? – попросил уточнить корреспондент «Горкома36».
– Конечно, не обязательно!
Как не «закомиссоваться»!
Но даже в этом деле не так все просто. В «Положении» сказано, что правом выдвижения кандидатур в комиссию обладает председатель Думы, а также группа депутатов «численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов городской Думы», то есть любые 12 народных избранников.
При такой ситуации возрастает риск, что число выдвинутых кандидатов в комиссию от гордумы превысит пять человек. Тогда, прописано в «Положении», рейтинговое голосование проводится до тех пор, пока число выдвиженцев не снизится до пяти.
В общем, понятно, что процедура формирования конкурсной комиссии – особенно с учетом отсутствия опыта и присутствия многих групп лоббирования – может затянуться надолго.
Хорошо – хоть с губернаторским списком проще: глава региона просто «направляет в Думу информацию (с приложением копии указа) о назначенных членах конкурсной комиссии».
Желает он, видите ли!
От кандидата, пожелавшего участвовать в конкурсе, требуется на удивление немного: стандартный набор «кадровых» и «биографических» документов, согласие на обработку персональных данных. Ну и заявление: «Я (имярек) желаю принять участие в конкурсе по отбору кандидатов на должность главы городского округа город Воронеж».
Судимость по нетяжким статьям запретным фактором не является. Более того, даже судимые за тяжкие преступления могут попытать счастья – по прошествии 15 лет со дня снятия или погашения судимости.
При этом кандидат в градоначальники даже не обязан предоставлять в комиссию свою программу развития города – он лишь «вправе» это сделать – и не более чем на 15 страницах машинописного текста.
Но опасаться, что конкурсная комиссия отворит дорогу во власть проходимцам и уголовникам, вряд ли стоит. Потому что сама конкурсная процедура предполагает жесткие критерии оценок (в баллах), прописанные в важнейшем приложении к документу – «Оценочном листе».
Некоторым депутатам они показались даже избыточно жесткими. Коммуниста Константина Ашифина смутил, например, критерий номер два: наличие стажа государственной или муниципальной службы. Если стаж длительностью не менее 5 лет, он дает кандидату преимущество в 5 баллов, отсутствие такого стажа – 0 баллов.
– Очень большое преимущество отдается действующим чиновникам. Так многие яркие лидеры, которые могли бы прийти к управлению городом, окажутся не допущенными, и те изменения, в которых город нуждается, не произойдут, – пояснил Константин Ашифин и напомнил, что Александр Гусев, идя на всенародные выборы, имел за плечами всего четыре года госслужбы.
Но, возможно, в числе «многих ярких лидеров» он видел в первую очередь себя. Своих мэрских амбиций Ашифин не скрывал ранее и уже обозначил их в нынешнем политическом сезоне. Но у него всего около трех лет требуемого стажа мунслужбы, и «критерий номер два» ставит под этими амбициями большой вопрос.
Пять баллов ровно
Среди других параметров числится и наличие высшего образования, и результаты теста на знание правовых норм – от Конституции РФ до Устава города, и умение использовать современные информационные технологии. Неожиданно всплывает и вроде бы не обязательная «программа предложений по развитию города» – с оценкой от 0 до 10 баллов.
– Почему здесь в основном фигурируют цифры в 5 баллов, 10 или 0 баллов? – продолжал гнуть свое Ашифин. – Почему бы не оценить некоторые критерии в 3 или 4 балла?
Председательствующий не стал спорить:
– Да, возможно, юристы проявили тут недостаточную гибкость. Будем еще смотреть, дорабатывать. Может, где-то стоит прописать и 3 балла…
– Ни один из критериев не является запретительным, – добавил Александр Головин. – Но они дают гарантию, что не 10 человек определят судьбу города, а законные требования к кандидату, его уровень компетенций.
О самом главном
При всех шероховатостях принятого документа следует признать: он гораздо более объемен, детален и четок, чем те регламенты, что приняты несколько лет назад у соседей по Черноземью, в частности, в Липецке и Курске.
И седьмой параграф нашего «Положения», в отличие от упомянутых документов, предусматривает варианты решений, кажется, всех возможных коллизий последнего этапа процедуры – собственно избрания главы городского округа.
Итак, предположительно летом нынешнего года на заседании городской Думы перед депутатами предстанут отобранные кандидаты. Как минимум два. Они в поочередном алфавитном порядке выступят с докладами о своем видении развития города. Если письменная версия такой стратегии не должна превышать 15 страниц, то устная – 15 минут.
Правда, число вопросов по теме доклада не лимитируется. А потом – главное таинство: тайное рейтинговое голосование, в котором голосовать можно только за понравившегося кандидата. Голосование «против» и «воздержался» не принимается, зато можно не голосовать вообще.
Если обе кандидатуры наберут одинаковое количество голосов, таинство происходит повторно.
Если патовая ситуация сохранится, тогда объявляется перерыв, после чего происходит голосование только за две кандидатуры (если, положим, их было три).
Ну, а если уж после всех этих процедур ни один кандидат не наберет большинства, городская Дума принимает решение о проведении повторного конкурса.
И все начнется сначала.