2024-11-21

Главное, чтобы костюмчик сидел: в музее Крамского представили выставку театрального художника

Около ста эскизов костюмов, графических произведений на тему театра, созданных начиная с 1970-х годов, представила в областном художественном музее им. И.Н. Крамского заслуженный художник России Мария Федовова.

Около ста эскизов костюмов, графических произведений на тему театра, созданных начиная с 1970-х годов, представила в областном художественном музее им. И.Н. Крамского заслуженный художник России Мария Федорова. Здесь же можно видеть концертные костюмы, сшитые мастером для артистов Московского государственного академического театра «Русская песня» и лично для известной исполнительницы Надежды Бабкиной.

Мария Федорова особо известна как автор концептуального сценического костюма. На выставке представлены работы художника из собраний Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, Липецкого областного художественного музея, коллекции Московского академического театра «Русская песня» и собрания автора. Многие из работ ранее демонстрировались на выставках в России, Франции, США, Китае, но есть и такие, что экспонируются впервые.

Художник принадлежит к династии известных живописцев Осиповых-Федоровых. В семье она получила понимание традиций и основ московской школы станковой живописи. В 1974 году окончила факультет прикладного искусства Московского текстильного института по специальности «моделирование костюма». Руководителем изобразительной части ее дипломного проекта был Федор Антонов, а руководителем практической части – Вячеслав Зайцев.

Концертные костюмы стали центром экспозиции, а неподалеку от них разместились серии мастера «Сказочные звери», «Птицы Сирин», «Ярмарка», «Силуэты» и другие. В каждом эскизе прослеживается особое отношение Марии Федоровой к народной культуре. По словам художника, мотивы народного декора, в частности, золотное шитье, она нередко использует при создании коллажей.

Выставку посетили представители творческого сообщества города, а поздравления с открытием персональной экспозиции и радость по этому поводу высказала руководитель департамента культуры Воронежской области Мария Мазур. Она подчеркнула, что мероприятие организовано в рамках проведения Года театра, в которое музей Крамского оказался глубоко вовлечен: на площадке неоднократно принимали театральных художников. Почетным гостем вернисажа стал заслуженный артист России, актер государственного академического Малого театра и муж художницы Юрий Ильин. В его исполнении прозвучал отрывок из рассказа И.А. Бунина «Бернар».

– Какая связь между Буниным и творчеством Марии Федоровой? В подлинном искусстве всегда присутствует поэзия, – отметил Юрий Ильин.

Частью выставки стал цикл работ «Театр портрета» сына Марии Федоровой Даниила Федорова. Он продолжает династию художников, создавая образы видных театральных деятелей. В Воронеже можно видеть портреты Александра Калягина, Алисы Фрейндлих, Владимира Этуша, Константина Райкина и других.

Экспозиция будет доступна до 19 января. «Горком36» пообщался с заслуженным художником Марией Федоровой и узнал, какие костюмы она выбирает для себя.

– Как вы выбираете наряды для себя? Предпочитаете покупать или шьете?

– Все художники разные, и кто-то выражает себя через костюм – ярко и эмоционально. Я, возможно, в силу характера предпочитаю одеваться достаточно скромно, но для меня важно безупречное сочетание цвета, силуэта. Важна фактура хороших тканей. Я люблю хорошие современные вещи. Нам, женщинам, никакой возраст не помеха – мы должны выглядеть всегда свежо, уверенно в себе и актуально, но при этом в соответствии с возрастом и положением.

– А вам нравится современный костюм в театральных работах?

– Костюм для сцены всегда создают художники, и я, как их коллега, могу эти работы воспринимать или не воспринимать. Что-то мне близко, а что-то нет. Я люблю костюмные вещи. Мне нравится, как работает команда Аллы Сигаловой, это всегда стильно. Но, к сожалению, я должна признаться, очень многие исполнители и создатели не понимают до конца роли художника и его необходимости. Дамы обычно считают, что они разбираются во всем. И если они умеют одеваться, то могут и для сцены что-то сотворить. И в результате мы видим на сцене то, что мы видим. Я считаю, что так нельзя, потому что это транслируется на большую аудиторию. Профессионалы долго учатся, накапливают опыт, наблюдают развитие и изменения в отрасли.