Отработав 62 спектакля в Екатеринбурге и заехав ненадолго в Монако, Королевский цирк Гии Эрадзе прибыл в столицу Черноземья и в минувшие выходные дал два премьерных спектакля, которые прошли при полном аншлаге! Чтобы довезти весь реквизит, масштабные декорации, костюмы, звук, свет и животных, потребовалось 19 фур – практически состав поезда! И воронежцы по достоинству оценили сказочное действо – и костюмы артистов в стиле Мулен-Руж, переливающиеся настоящими кристаллами Svarovski, и новую 12-метровую декорацию, из которой выезжает огромная лестница, и сказочное световое оформление.
Обилие разнообразных экзотических животных и потрясающий клоун Харри порадовали детвору, а взрослые отметили безупречный профессионализм артистов, которых в труппе насчитывается аж 120 человек! Перед премьерой заслуженный артист России Гия Эрадзе встретился с журналистами и подробно рассказал о создании своей поистине уникальной программы.
Кузница кадров
– Королевский цирк создавался на базе вашей первой программы «Пять континентов», которую вы привозили в Воронеж лет 7-8 назад. Многие до сих пор вспоминают это великолепное зрелище… Скажите, какие-то номера из той программы мы сегодня можем увидеть в Королевском цирке?
– Начнем с того, что недавно исполнилось 18 лет нашему шоу – 20 января мы отметили свой день рождения! Впервые мы выпустили программу «Пять континентов» во Владивостоке в 2000 году, еще с легендарным продюсером Геннадием Гордиенко и Бари Алибасовым. С коллективом «Пять континентов» мы отработали много лет, объездили много стран мира и все города России по нескольку раз. Но с каждым годом наш коллектив разрастался и уже не умещался в рамках одной программы.
Как я всегда говорю – у нас кузница кадров. Я не беру готовые номера, я создаю все с нуля с помощью моих тренеров и балетмейстеров. Ввиду огромного количества номеров пришлось разделить их на несколько частей. Так появилась программа «Баронеты», которую воронежцы уже видели. Мои «старики» (это я так над ними посмеиваюсь, на самом деле ребятам лет по 30) ушли туда. Это Алексей и Екатерина Плотниковы, номер с девушками-джигитами «Апачи», аттракцион «Зимняя сказка» с оленями, который я сам когда-то работал, а также аттракцион с пантерами Наташи и Андрея Широкаловых. Кстати, четыре месяца назад Наташа получила звание заслуженной артистки РФ. Вместе со мной в один день. Награду нам вручали в Большом театре, лично министр культуры Владимир Мединский.
В составе Королевского цирка тоже остался основной костяк, но здесь нет практически ни одного номера в том формате, в котором воронежцы видели это в «Пяти континентах». Зритель увидит воздушных гимнастов в хрустальных люстрах, воздушное адажио, номера с черным и белым пегасом, «Гладиаторов» – это иллюзионный номер, который делал еще Игорь Кио, когда девушка исчезает, а лев появляется. Будут акробаты на встречных качелях под руководством Михаила Филинова – очень серьезный номер со сложными трюками, который совсем недавно взял золотую награду в Китае, будет и один из моих любимейших номеров – эквилибр на рояле. Там нереально красивый мальчик-эквилибрист работает на рояле, из которого бьет фонтан. Воронежский зритель увидит совершенно новый номер. Два брата-близнеца, воздушные гимнасты в колоколах, работают у меня потрясающий номер на ремнях. Благодаря моему любимому режиссеру Евгению Шевцову, который является главным режиссером Большого московского цирка и с которым я сотрудничаю уже десять лет, получилась очень оригинальная подача этой воздушной истории. В Воронеже состоялась премьера.
Лучшее из прошлого
– Вы сказали, что восстановили номер Игоря Кио. Часто обращаетесь к истокам, к советском цирку?
– Часто! Как раз в Воронеже покажем номер «Стрелы», который мы наконец-то выпустили! Я давно об этом мечтал! Я с детства восхищался жонглерами на стрелах Афанасьевыми. Это был сумасшедший аппарат, который крутился на манеже, и артисты кидали булавы на расстоянии 12-13 метров. Когда задумал возродить этот номер, начал интересоваться, где аппарат, кто этим занимается. Выяснилось, что номер распался, а аппарат на складе. Это уникальный аппарат, его нет больше ни у кого в мире. Я его нашел и реанимировал. Набрал молодых ребят, пригласил Щербакова – у него последнего был этот аттракцион, позвонил Евгению Биляуэру (Биляуэр – представитель четвертого поколения известной цирковой династии, единственный российский артист, получивший премию за выдающийся вклад в жонглирование – высшую международную награду жонглеров. За 55 лет ее были удостоены лишь восемь человек, Евгений Эмильевич стал девятым. В жонглерском мире эта награда приравнивается к премии "Оскар". – Прим. авт.) и попросил поставить для меня номер. Посадил их на репетиционную базу в Нижнем Новгороде, и на втором манеже они восстановили этот номер. Это настоящий советский цирк, но уже в современной постановке. Вы увидите, как ребята на этом аппарате под куполом цирка жонглируют вперекидку девятью булавами. Наташа Гончарова срежиссировала этот номер, мы адаптировали его под программу. Воронеж станет вторым городом, который его увидит. Щербаков там сидит на лебедке, без него никак – это тренер, это Мастер.
Когда я создаю какие-то номера, я приглашаю только высочайших мастеров своего жанра. Поэтому обучать жонглированию своих ребят я и позвал Биляуэра. У меня в коллективе уже есть и свои молодые тренеры, которые могут обучать. Вот Марат Бикмаев – парень, который у меня работает практически все воздушные номера, – тренирует всех воздушных гимнастов моего коллектива. Когда-то его учили мэтры советского цирка, теперь уже он учит других. И я ему доверяю, как себе. Он выпустил невероятно красивый воздушный номер «Белый лебедь» – вы его увидите в программе. Это такая балетная история, выступает в нем невероятно красивая девочка Даша Поротова. Я ее называю «Русская Майя Плисецкая». Номер настолько трогательный – до слез!
– Где вы берете артистов для новых номеров? Они проходят кастинг?
– В основном все, кто у меня работает, – это молодые ребята. Я ведь каждый год сижу на выпускном экзамене в эстрадно-цирковом училище и выбираю лучших из лучших. Также я отсматриваю выпускников цирковых студий в различных городах – иногда лучшие кадры мы находим как раз на периферии.
– Это единственная программа, где вы выходите на манеж?
– Единственная. И как я мог не выйти на манеж воронежского цирка? Выхожу все в той же роли Короля…
Звездный балет
– Как мы заметили, балет – неотъемлемая часть ваших шоу…
– Это действительно так, потому что я создаю не просто цирковые номера. Я делаю синтез цирка, эстрады, театрализованного шоу… И без профессионального балета не получится той картинки, которую я изначально задумываю. Мы устраиваем профессиональный кастинг балета. Многие танцоры наших именитых звезд перешли к нам. Я полностью забрал балет Бори Моисеева – это мегапрофессиональный коллектив, который работал со многими звездами нашей страны. Как вы знаете, Боря сейчас не работает, а мы с ним очень дружны. Я предложил – давай задействую твоих ребят! Также некоторых танцоров я забрал у нашего короля пародий Саши Пескова, у других артистов. И вот все они у меня в Королевском цирке.
– Ваши спектакли очень нравятся детям и папам. А мамы обычно ревнуют, потому что в шоу задействовано очень много красивых девушек в довольно откровенных нарядах…
– Ну почему же, мамам тоже очень нравится наше представление, потому что у нас очень красивый мужской состав балета. Вы только посмотрите, какие нереальные красавцы! А костюмы у нас и открытые, и закрытые. А почему нет? Взрослым тоже должно быть интересно, они не должны ждать в фойе, пока дети посмотрят программу. Кстати, костюмы у нас эксклюзивные, их шьет наш собственный цех. А еще мы используем только авторскую музыку, которую нам пишут отец и сын Гарнизовы. Денис Гарнизов 15 лет писал всю музыку для балета «Тодес», Алексей писал песни для таких мэтров нашей эстрады, как Ирина Аллегрова, Валерий Леонтьев и др. В нашей программе все песни и музыка написаны ими. Кстати, я заметил одну тенденцию: на наши представления ходят даже те люди, которые не ходят больше ни на одну цирковую программу.