2024-05-06

Философию ковра раскрыл воронежскому журналисту самый южный народ России

Философию ковра раскрыл воронежскому журналисту самый южный народ России
Табасаранцы – коренной народ юга Дагестана – на весь мир известны искусством ковроткачества. Живописные и плотные табасаранские ковры ручной работы представлены в музеях Парижа и Лондона, ими украшены лучшие в мире дома и дворцы, и ценятся они выше персидских. Испокон веков эти изделия служили для обогрева каменной сакли высоко в горах, да и по сей день продолжают занимать особое место в укладе жизни табасаранской семьи.

Как табасаранские женщины вплетают ковровые нити в свою судьбу и чему может научить воронежцев философия ковроткачества – обо всем этом корреспондент «Гокрома36» узнал, побывав на крайнем юге России.

В дом Фатьмы Абдурагимовой меня привела одна из ее дочерей Ширинат. На автостанции Дербента у Ширинат с сестрой свой маленький бизнес – шаурма и пирожки с чаем. Крутиться у горячей плиты приходится с 7 утра до самого вечера, а потом на маршрутке или попутках добираться к себе домой в село Рубас. Но и родителей за 25 км от своего дома Ширинат успевает навещать почти каждый день. По-другому здесь не бывает.

В просторной комнате – только диван, красивый ковер на полу и ткацкий станок посередине. В эти дни Фатьма сидит на диване с вязанием в руках, а не за высоким станком – совсем недавно в Дербенте ей прооперировали коленный сустав. Ковер сегодня ткет ее невестка Зирият. На станке, как струны, натянуты плотные белые нити – своего рода канва, по которой женские руки вплетают разноцветную пряжу, завязывают узелки. Чередование таких переплетений и завязываний – тонкое и точное искусство. Скорость пальцев сочетается с высоким художественным вкусом, вниманием, интуицией и терпением – особые качества, присущие табасаранкам. Зирият работает в специальных плотных перчатках. Переплетать и крепко вязать узелки плотных нитей – нелегкий труд.

– Да, нелегкий, но очень полезный, – улыбается Зирият. – Полезно для мышления, для зрения, для развития внимания и координации движений, для физического и душевного равновесия. Ошибешься на один узелок – и нарушается цельность, смысл и сама энергия орнамента. В основном мы вплетаем красные, белые, черные, синие цвета. Но у каждого узора своя семейная история. Вот мама (так Зирият называет Фатьму, свою свекровь) ткет узор без образца, по памяти, и по ходу сама придумывает, вливает новые цвета. Я тоже занимаюсь этим с детства. К свадьбе соткала будущему мужу ковер.

Кстати, своего жениха Зирият впервые увидела за считанные дни до свадьбы. Долгое предварительное общение молодых тут не принято. Главное, чтобы понравились друг другу и договорились родители. И чтобы именно им понравился сын или дочка встречной стороны.

– Но если после знакомства воочию девушка или парень откажутся от такой пары, никто насильно их не поженит. Мне же мой будущий муж понравился сразу, когда нам наконец разрешили увидеться и вместе со всеми выпить чаю. А уединяться до свадьбы у нас не принято. Зато теперь мы неразлучны, – признается Зирият.

С мужем вместе они уже 20 лет. Зирият не работает. Ее работа – ее семья. Дети, ковры, куры, гуси, обеды, вечерний чай в самоваре на углях – три дома одной усадьбы. Но Зирият неспешна и изящна. На длинных пальцах сверкают звездочки бриллиантов. Муж дарит по колечку за каждого нового ребенка. Их у пары уже четверо.

Оказалось, что секрет женского счастья табасаранок с терпеливым ковроткачеством связан напрямую. Женщина здесь искусно ведет нить любви и уважения мужа.

– В первую очередь, всегда надо уступать. Даже если не согласна, но уступишь, то уже легче будет понять своего мужчину. Он открывает душу и уже сам идет на уступки. Так зарождается взаимное уважение. У нас оно переросло в любовь. И еще важно иметь тесные отношения со свекровью – прислушиваться к ней, всему у нее учиться. Мне очень повезло с мамой Фатьмой! А моя родная мама – это теперь «другое государство», она по нашим законам не живет и в нашу семью не вмешивается, – говорит Зирият.

Секрет особой прочности и долговечной красоты табасаранских ковров – в пряже. Прежде Фатьма сама пряла нити из овечьей шерсти, сама красила, используя кору ореха, барбарис, полынь. Ей это искусство передалось от бабушки. Фатьма росла без родителей, замуж вышла рано. С мужем они вместе уже 55 лет.

Но на продажу в этой семье ковры не делают. Как объясняет дочка Фатьмы Ширинат, ни ее отец, ни брат не позволят такое искусство своих женщин вынести на продажу.

Говорят, что если долго всматриваться в ковровый орнамент табасаранки, то можно в нем разглядеть смысл жизни.

– Каждый сам создает свой мир и мир вокруг. Ведь он только «прорисован», как образец рисунка. Едва-едва. А каким ты его сам увидишь и «соткешь» окончательно, таким он и станет. И люди вокруг такими станут. Будешь хорошим сам, будешь любить и видеть в другом самое в нем лучшее – и человек станет лучшим, и тебя полюбит. Мы все соучастники Творения, – неожиданно говорит Фатьма на прощание.

56в текст.jpg

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ