Что относится к СИМам?
По словам начальника управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Воронежской области Евгения Шаталов, с марта 2023 года СИМы приравниваются к транспортным средствам. Главное их отличие – электродвигатель, его мощность не должна превышать 0,25 кВт. Все, что выше, относится к мопедам и мотоциклам.
К СИМам относятся электросамокаты, моноколеса, сигвеи, гироскутеры, электроскейтборды. Велосипеды, ролики и обычные скейтборды СИМами не считаются.
Заместитель министра промышленности и транспорта Воронежской области Максим Захаров рассказал, что в Воронеже СИМы появились в 2020 году. Нашествие новых транспортных средств, по его словам, было очень неожиданным. И до 2023 года власти просто не знали, что с ними делать.
– Первое, что мы сделали, – заключили соглашение о взаимодействии с операторами кикшеринга. Потом договорились о том, что нам необходимо взаимодействовать и двигаться в одном направлении. Мы стали заниматься нормативной базой, которая помогла бы определить, где можно ездить на самокатах, где нельзя, где необходимо ограничивать скорость, где следует размещать парковочные места, – рассказал Максим Захаров.
Сейчас в Воронеже работают сразу несколько кикшеринговых компаний. Спикеры предположили, что всего в городе для аренды доступно около 4 тыс. электросамокатов.
Пресс-секретарь одного из сервисов кикшеринга Денис Балакирев отметил, что в 2024 году 13% воронежцев совершили хотя бы одну поездку на самокате. А за весь прошлый год горожане прокатились на СИМах 1,5 млн раз.
«Город не готов к такому количеству»
Председатель Общественной палаты Воронежской области Наталия Хван уверена, что электросамокаты в Воронеже сегодня – опасная история. Наталия Сергеевна подчеркнула, что ни она лично, ни Общественная палата не предлагают запретить аренду электросамокатов. Но в Воронеже пока нет инфраструктуры для безопасного использования этих СИМов. Как следствие – аварии, зачастую с пострадавшими.
– Мы не возражаем против того, чтобы самокаты были. Мы современные люди и хотим жить в современном городе. Но наш город не готов к такому количеству самокатов, – отметила Наталия Хван.
Она привела в пример города России, в которых на данный момент движение электросамокатов ограничено. Среди них – Пермь, Санкт-Петербург и Казань.
Евгений Шаталов поддержал Наталию Хван, отметив, что количество ДТП с участием самокатов растет. Так, за 2,5 месяца 2025 года в ДТП с этими СИМами серьезные травмы получили больше 40 человек, десять из них – дети. Число ДТП с участием самокатов по сравнению с 2024 годом увеличилось в 2,5 раза.
По словам Евгения Шаталова, Госавтоинспекция в 2025 году усилила профилактические, разъяснительные, надзорные мероприятия. Только за май сотрудниками ГАИ было пресечено больше 100 нарушений. Но на каждом перекрестке поставить ППС невозможно – ГАИ решает и множество других задач.
– Нам нужно выработать меры, которые позволят повысить дисциплину пользователей СИМ. Подумать, как развивать инфраструктуру для самокатов. Надо менять градостроительные нормы. В Воронеже строятся новые развязки, новые ЖК, но там не предусмотрены велодорожки, – отметил Евгений Шаталов.
Спикер добавил, что нарушители на СИМах не остаются безнаказанными. Для них предусмотрены штрафы за нарушения ПДД, штрафы устанавливают и сервисы кикшеринга. Но существующее законодательство и ПДД нуждаются в совершенствовании.
– Бывают случаи, когда виновники ДТП оставляют место происшествия. Но мы работаем совместно с кикшеринговыми компаниями и находим нарушителей, – добавил Евгений Шаталов.
«Интегрировать в город»
Сразу несколько спикеров на встрече высказались в защиту электросамокатов. Среди них – директор Ассоциации операторов микромобильности (Москва) Ксения Эрдман. Она отметила, что в Воронеже большие пробки. Самокаты помогают горожанам не стоять в них, а быстро добраться до места работы или учебы.
– В Воронеже пробки – как в Москве. Мне кажется, самокаты – единственный нормальный способ перемещаться по центру города, – отметила эксперт.
Спикер добавила, что только за прошлый год по всей России было совершено более 300 млн поездок на электросамокатах. Большинство водителей СИМ выбирают их для решения транспортных задач. В среднем длительность поездок составляет 3-5 км.
Ксения Эрдман тоже подчеркнула, что в России важно создавать инфраструктуру для СИМов. Из-за ее отсутствия самокатчики оказались на пешеходной зоне, что неизбежно вызвало их социальный конфликт с пешеходами.
– Нужно «отселять» СИМоводов и велосипедистов на обособленную часть улично-дорожной сети, – отметила спикер.
Руководитель отдела аналитики московской компании, которая занимается разработкой транспортных и информационных решений для городов, Максим Стонт, рассказал, что в Европе велоинфраструктурой стремятся обеспечить от 15 до 35% улиц. В Париже к 2027 году планируют обеспечить инфраструктурой до 100% улиц. Среди самых продвинутых городов – Берлин, Париж, Лондон, Милан.
– Давайте стремиться обеспечить инфраструктурой хотя бы 10-15% улиц, – призвал спикер.
О том, что самокаты – наша реальность, которую нужно принять, сказал и сидевший в зале общественник и пользователь электросамоката Виталий Иванищев.
– Невозможно бороться с ветряными мельницами. Вместо запрета самокатов нужно подумать о том, как их интегрировать в город. Если мы запретим работу кикшеринговых компаний, люди пересядут на личные электросамокаты – и тогда мы их вообще никак контролировать не сможем, – подчеркнул Иванищев.
К слову, о том, что личные самокаты сейчас остаются в «серой правовой зоне» и никем не контролируются, сказали и другие спикеры. Эксперт по вопросам микромобильности (Москва) Алексей Смирнов отметил, что если кикшеринговые компании ограничивают скорость своих самокатов и наказывают штрафами пользователей-нарушителей, то привлечь к ответственности обладателей личных самокатов почти невозможно. Номеров у частников, в отличие от прокатных самокатов, нет. Неизвестно и их точное количество в России.
– Частных самокатов в 2-3 раза больше, чем прокатных, – заметила Ксения Эрдман.
На встрече Наталия Хван пригласила участников дискуссии собраться за одним столом на площадке Общественной палаты Воронежской области и обсудить вместе с ними развитие инфраструктуры для СИМов в Воронеже. Подобные встречи там уже проходили, но представители кикшеринговых компаний на них не являлись.
– Общественная палата – это место, созданное для обсуждений. Приходите, будем вместе работать над тем, чтобы сделать город комфортным для всех, – подчеркнула Наталия Хван.