Поскольку общая численность сотрудников ГИБДД по всей стране сейчас составляет около 55 тыс., сокращено будет почти 18% сотрудников.
В то же время под сокращение не попадают сотрудники, которые осуществляют регистрацию автомобилей, принимают экзамены и выдают водительские удостоверения. Волна увольнений должна коснуться тех, кто работает на дороге – вылавливает нарушителей, выезжает на ДТП, следит за безопасностью.
Министерство внутренних дел РФ 9 января официально подтвердило информацию о сокращении штата ГИБДД, заявив, что секвестр коснется в первую очередь «неукомплектованных должностей».
Однако проводимая реформа встретила резкую критику со стороны некоторых экспертов. Так, первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков отметил, что сокращение численности работников Госавтоинспекции прежде всего связано с линией МВД на внедрение видеокамер для фиксации нарушений на дорогах. Но в этом случае бороться с «водителями-отморозками» станет некому.
Эксперты отмечают, что речь о сокращении сотрудников ГИБДД шла давно, и одним из сигналов к этому стало принятие европротокола (оформление ДТП без представителей ГИБДД).
Кстати, с 1 июня 2018 года вступают в силу изменения закона об ОСАГО, которые должны простимулировать участников ДТП к оформлению по европротоколу. Размер страхового возмещения увеличивается с 50 тыс. до 100 тыс. руб. Предусматривается возможность оформления ДТП независимо от наличия у его участников разногласий относительно обстоятельств аварии. А страховщикам факты и обстоятельства ДТП можно будет передавать с помощью программного обеспечения для мобильных устройств.
В ГУ МВД России по Воронежской области от комментариев по поводу сокращения местных сотрудников ГИБДД и их дальнейшей участи отказались.
Наталия ОСАДЧАЯ
РАЗБОР ПОЛЕТА
Николай КИСЕЛЁВ, председатель Воронежского отделения Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»:
– На безопасности движения на дорогах Воронежской области сокращение в системе ГИБДД не скажется. В масштабах региона произойдет сокращение одной-двух вакансий в каждом районе – никто этого и не заметит. Скорее всего, будут ликвидированы «пустые» вакансии, которые были не заняты, реального физического сокращения практически не будет.
Меня больше удивляет, что изменения не коснутся сотрудников, осуществляющих регистрационные действия, а также прием экзаменов на права и выдачу водительских удостоверений. Ведь это та работа, которую совсем не обязательно осуществлять людям в погонах, что, кстати, затратно для бюджета.
Полиция должна ловить преступников. О том, что ГАИ нужно освободить от несвойственных ей функций, говорят еще с 1980-х годов. В 1996 году некоторые изменения в этом направлении были сделаны: проведение работ по организации дорожного движения передали в муниципалитеты.
Возможно, в стране действительно взят курс на ликвидацию ГАИ, на смену которой придут дорожные полицейские, которые будут следить не только за безопасностью дорожного движения, но и целиком обеспечивать правопорядок на вверенном им участке. В Казахстане, кстати, уже четыре года живут без ГИБДД – функции ДПС выполняют обычные полицейские, которым предписано не только следить за порядком на улице, но и контролировать соблюдение ПДД водителями и пешеходами. Люди довольны изменениями.
Относительно разговоров о том, что на смену инспекторам ГИБДД придут камеры, я считаю, что камеры видеофиксации никогда не заменят человека. Все знают, где они стоят, пользуются антирадарами. Пьяного и угонщика никакая камера не выявит и не задержит.
Дмитрий ЖУРАВЛЕВ, генеральный директор института региональных проблем:
– Реформа ГИБДД преследует две цели: повышение эффективности и снижение затрат, – приводит мнение эксперта URA.RU. – В данном случае расчет делается на увеличение технической составляющей: камеры дешевле людей и не берут взяток... Увольнения можно провести относительно безболезненно за счет сокращения потенциальных пенсионеров. Не исключено, что сокращенным сотрудникам найдут место в системе МВД, но им там не обязательно будут рады. Работникам ГИБДД завидуют, особенно на уровне районов и небольших городов. Профессия считается привилегированной из-за коррупционной составляющей. И руководство какой-нибудь ППС, в которую можно перевести уволенного сотрудника, скорее всего, отправит его на вольные хлеба. Кто такому обрадуется?