2024-12-12

Евгения Зима: "Выходя на сцену, ощущаю, будто рождаюсь заново!"

На прошлой неделе в концертном зале Event-Hall Сити-парка "Град" «Виртуозы Петербурга» представили на суд воронежской публики свою новую программу «Музыка в темноте».

На прошлой неделе в концертном зале Event-Hall Сити-парка "Град" «Виртуозы Петербурга» представили на суд воронежской публики свою новую программу «Музыка в темноте». Описать это невероятное мультимедийное шоу довольно сложно, здесь есть все  и 3D проекции, и "оживающие" танцы финалистов проекта "Танцы на ТНТ", и реальные съемки Вселенной, глядя на которые, можно медитировать, и невероятная, чарующая живая музыка Баха, Верди, Беллини, Вивальди и других именитых композиторов. Также воронежцы услышали произведения из мира неоклассики и джаза, и все это  в полнейшей темноте.

После концерта корреспонденту "Горкома36" удалось пообщаться с руководителем единственного в мире ансамбля, играющего в полной темноте, – Евгенией Зимой. Она рассказала, как создавался ансамбль "Виртуозы Петербурга", как пришла идея создания столь необычной программы, а также раскрыла небольшой секрет  в январе "Виртуозы Петербурга" привезут в столицу Черноземья новое шоу. "Это волшебная рождественская программа, со вкусом лимона и имбиря... Там будет и Чайковский, и народные песни, и рождественская музыка, и Щелкунчик... Будут и хиты, и "вкусная графика".

На грани срыва

Евгения рассказала, что проект "Музыка в темноте", который "Виртуозы Петербурга" показали воронежцам, объехал уже более 40 городов. "Сейчас нам предстоит сложный тур по Сибири. Порой думаешь  у меня нет сил! Перелеты, переезды... А когда выходишь на сцену, от зала идет такая отдача! И сразу ощущаешь, будто рождаешься заново. У меня было много проектов, но ни с одним из них нас так не принимали. Хотя люди толком не знают, куда идут, читают  мультимедийное шоу. И удивляются  как это, мультимедийное в темноте? Но только придя, можно понять, куда ты вообще попал. В Прибалтике люди все равно не понимали, почему вырубается свет. Спрашивали: "Что-то случилось?" Думали, сломалось что-то, и некоторые даже уходили из зала.

DSC_0186.JPG

Зрители даже не догадывались, что концерт в Воронеже мог и не состояться, так как при перевозке где-то потерялась аппаратура. "Концерт в Воронеже был на грани срыва, так как мы понимали, что здесь нет такой аппаратуры. Мы всю ночь рыдали, была паника. Пришлось поднимать всех, вплоть до начальника питерского аэропорта Пулково. Слава Богу, кейс нашли и в 6 утра, его нам сюда переправили. А инструменты мы всегда возим с собой в руках, так как у нас старинные инструменты XVIII-XIX веков. Мы же акустический коллектив, инструменты дорогие, мы не можем просто сдать их в багаж. Когда летели в Воронеж, меня впервые в жизни не хотели пускать в салон со скрипкой. Пришлось покупать на скрипку свой билет. А раньше по отдельному билету у нас ездила только виолончель.

 Евгения, на концерте вы все время смеялись  над чем?

 У нас что ни концерт, то какое-то приключение. Зал большой, и мы ничего не слышим. Поэтому одеваем наушники. Сегодня у меня сломался наушник, я это показывала ребятам, а они думали, я шучу. А я не шучу  я ничего не слышу. Подобных ситуаций много происходит, но что делать  не плакать же. Остается шутить и смеяться. На самом деле у нас один Йоель чего стоит! (Йоель Гонсалес  известный кубинский перкуссионист, который принимает участие в проекте.  Прим. авт.) Если бы вы видели его лицо, тоже не смогли бы сдержать смеха. Он так глубоко чувствует музыку, даже бровями подпевает. Вы-то не видите за сеткой, а мы все это наблюдаем. Мы ему говорим – "Йоель, ну зачем ты в Ave Maria-то поешь! А он отвечает: "Моя душа просит музика!"

Вообще я себя очень легко и комфортно чувствую на сцене. Этот проект  про доверие. Это не работа, это большое удовольствие. Когда Илья выходит петь, я расслабляюсь и сижу как зритель – получаю удовольствие. Самое лучшее, что у нас получилось,  это вот эта синергия. Мы немножко разрушили этот миф про музыкантов, которые сидят уткнувшись в ноты, и им все равно, где там зрители.

Настоящий эксклюзив

 В программе вы используете настоящую съемку из космоса и реальный звук океана. Кто это придумал?

 Я. Этот звук с океана идет под Аранхуэсский концерт, который написал Родриго. Мы нашли именно испанское море и взяли именно его звук. Вообще мы используем много звуков, мне нравится подчеркивать музыку звуками, они хорошо входят. У нас еще в «Весне» звучат птички, просто какие-то русские птички. Проект хотелось сделать максимально от души, мы все рисовали сами, вся графика нарисована от руки, ни одной частицы не куплено и не взято из интернета. Все создано специально под шоу. Проект, честно скажу, очень сложный.

 Как выбирали музыкантов?

 Я даже не знаю, кто кого выбрал  они меня или я их. Мы вместе учились в консерватории, и у нас между собой особая взаимосвязь. В этом проекте собрались люди из совсем разных областей. Еще учась в консерватории, мне очень хотелось играть джаз, и я собрала свой джаз-бэнд. Все ребята  наши гитаристы, ударник, басист  это те ребята, на которых я могу с закрытыми глазами упасть – и буду уверена, что они меня поддержат.

DSC_0204.JPG

А Илья и Света  большие серьезные артисты, они пришли уже в практически готовый проект. Мне хотелось показать оперу с точки зрения ее красоты. Опера очень сложный жанр, и не все оперы, честно говоря, я могу высидеть. В нашем проекте не только классика, но и джаз, этническая музыка, неоклассика. Каждый человек в этом проекте не просто так. Как шутит наша Света, ведущая солистка Михайловского театра, она с нами еще и потому, что делает всем прически. Вова  один из лучших басистов Петербурга, он настолько нарасхват, что приходится его практически перекупать из разных известных коллективов. Но он меня так любит, что согласен. Вы же слышали номер в его исполнении  это практически невозможно сыграть на бас-гитаре! Когда я ему это предложила, он спросил: «Как? Это невозможно!» На что я ответила: «У тебя получится». Кстати, вы заметили, что все наши оркестранты еще и поют? Это тоже очень сложно, и мы долго этому учились, отрабатывали.

 Если исполняемые в программе произведения переложить на ноты, сколько страниц оркестру пришлось выучить наизусть?

 Если мерить в партитурах, нужно 21 произведение умножить примерно на 20 страниц. Около 400 страниц пришлось выучить.

"Я не привыкла делать абы как"

 А как вы решились еще и танцы добавить в проект?

 На самом деле я очень долго искала танцоров, и мне все не нравились, потому что в них мне чего-то не хватало. Я даже сама не знала – чего! Но я уже утвердила танцоров, предстояли репетиции перед большой шоу-программой в БКЗ, и тут мне звонит один из танцоров и говорит: "Нам одобрили грин-карту в Америку, мы уезжаем". Я: "Как?! У нас шоу на носу!" Но они пообещали дать классных ребят, пришли Дима Олейников и Катя Сергеева  участники проекта "Танцы на ТНТ". И я поняла  это то, что мне надо. Им предстояла трудная задача. Здесь же нет бита, как и подо что танцевать? Эти ребята справились с задачей. Мне очень нравится то, что они делают.

 А ваш вокалист Илья, насколько мне известно, участвовал в проекте "Голос"...

 Да, в третьем сезоне. Он прошел два тура. У Билана в команде был. Поначалу у нас было немного предвзятое отношение. Мол, попса. А мы-то классические музыканты! А потом Илья запел нам оперную арию, мы раскрыли рты. Еще он очень любит этническую музыку, в общем  настоящий профессионал. Я только ради Ильи посмотрела программу "Ну-ка все вместе" на телеканале "Россия". Я правда в интернете смотрела, телевизора дома у меня нет. Там жюри было 100 человек, и 96 из них Илью хвалили.

 А ваши дети играют на чем-то?

 Мои дети пока играют на нервах (смеется). Я их принципиально не отдаю в музыку. Хотя на гитаре немножко играют... Младший очень хочет сыграть на скрипке, но я пока не хочу.

 А какой-нибудь детский проект вы никогда не хотели сделать?

 Очень хотелось бы. Но я не сторонник делать что-либо абы как. Сейчас пока развиваем проект "Музыка в темноте", показываем его в регионах. Кроме того, я развиваю второй свой проект с дополненной реальностью, сейчас мы готовимся показать его в Петербурге. Это тоже стоит больших нервов, сил и всего остального. Когда я буду на пике формы, тогда я так же вложусь в детский проект. Чтобы мне самой было за него не стыдно...