Не так уж много времени, по российским меркам, заняла эпопея 100-процентного внедрения безналичной оплаты проезда в общественном транспорте Воронежа. В марте 2017-го система была запущена на двух первых маршрутах, а 15 сентября организаторы отчитались об укомплектовании терминалами всех 1,5 тысячи транспортных средств, курсирующих по городским магистралям.
В понедельник, 17 сентября, главный специалист городского управления транспорта, куратор проекта по внедрению безналичной оплаты Максим Захаров рассказал журналистам о первых итогах мониторинга обновленного общественного транспорта. Наблюдения пока не в пользу скептиков. Массового саботажа (который пророчили критики проекта) не наблюдалось. Из трех десятков проверенных чиновниками транспортных средств лишь в одном не было терминала оплаты. Правда, в пяти или шести маршрутках терминалы хоть и наличествовали, но не работали: якобы разрядились. Это насторожило проверяющих. Как бы то ни было, в понедельник, 17 сентября, проверки продолжились – уже с участием СМИ и представителей общественности.
Бригада проверяла все автобусы, останавливавшиеся у кинотеатра «Спартак». И быстро выяснила: есть маршруты «передовые», есть "троечные", среди водителей есть такие, с которыми придется разбираться отдельно. Но пока их всех объединяет одно: крайне малое число воспользовавшихся терминалами оплаты.
– Визгу много, шерсти мало, – весело прокомментировал водитель автобуса «9КС» Владимир.
Однако у него терминал лежит на видном месте, работает, и пятеро человек уже им воспользовалось. Вот еще один автобус «9КС» – здесь терминал лежал уже чуть в глубине водительской кабине. Его результат – два пассажира. А вот в микроавтобусе 88-го маршрута аппарат пребывал в нише, да еще был прикрыт сверху картонной коробкой – неудивительно, что результат у него нулевой. В одной маршрутке терминал «разрядился».
– А нам вообще не раздали оборудование, – буркнул водитель «двадцатки».
– Странно, это маршрут АТП-1, – озадачен Максим Захаров. – Всем перевозчикам распределили оборудование своевременно.
Возможно, это временные организационные издержки стартового периода – сигналы подобного рода специалисты транспортного управления принимают по телефону 228-37-82 . Случаются и технические сбои – тут уже обращаться надо к исполнителям программ – подразделениям Сбербанка (муниципальный транспорт) и Газпромбанка (частные перевозчики).
Сложнее всего, пожалуй, будет побороть «мягкий саботаж» (ну с какой стати будут разряжаться в первые часы новенькие устройства, которые и нагрузки толком еще никакой не получили?). И чем меньше транспорт по габаритам – тем масштабнее подобного рода проблемы. Специалисты с нами соглашаются: увы, водители микроавтобусов привыкли иметь дело с непрозрачными денежными потоками, когда не надо делиться ни с банком, ни с государством, да и от хозяина маршрута можно часть выручки утаить.
И без постоянного контроля систему не переломить.
Есть и другое наблюдение: больше всего спросом безналичная оплата пользуется у молодёжи, студентов. Но публика постарше настороженно относится к новшеству.
– Вот еще, буду из-за 17 рублей карточку «светить», – объясняет нам одна из таких пассажирок. – Чтобы потом рекламу мне слали.
Похоже, женщина еще не знает, что «засветить карточку» в защищенном банковском канале связи практически невозможно.
На остановке мы познакомились с приезжим из Липецка. В соседнем регионе с 2010 года внедряется проект транспортных карт – и выгода при пользовании ими достигает 25%. И там, уверил нас липчанин, картами пользуются почти все. Убедительная выгода сама ломает страхи.
А нам понадобится еще и агитация с пропагандой.