2024-03-29

Есть ли будущее у троллейбуса в Воронеже?

О засилье транспорта на улицах столицы Черноземья не говорил разве что ленивый: городские магистрали, проектировавшиеся под значительно меньшее количество автомобилей, давно перегружены.

О засилье транспорта на улицах столицы Черноземья не говорил разве что ленивый: городские магистрали, проектировавшиеся под значительно меньшее количество автомобилей, давно перегружены.

Естественно, страдает и экология: от выхлопных газов никуда не скрыться. На этом фоне появилась информация о временной приостановке троллейбусного маршрута №4 – пока на летний период. Общественники бьют тревогу: дескать, город может остаться и вовсе без «экологичного» транспорта. Что ждет троллейбусную сеть в Воронеже, и нужны ли вообще «рогатые» современному мегаполису?

Полсотни на город 


На территории Воронежа сегодня действуют четыре троллейбусных маршрута: №№7,8,11 и 17. В конце мая мэрия приостановила работу «четверки» – по словам замруководителя управления транспорта горадминистрации Владимира Бухонова, пока эта ветка заморожена только на лето. 

- Причина в том, что пассажиропоток в это время традиционно падает, - поясняет чиновник. – Осенью, после окончания летнего сезона, будем смотреть на целесообразность запуска этого маршрута. 

Впрочем, даже если «четверка» не будет возобновлена, воронежцы от отсутствия транспорта на данном участке пострадать не должны: по маршруту, на котором курсировал троллейбус, ездит немало пассажирских автобусов. Кроме того, у троллейбуса №4 был довольно большой интервал движения – пассажиры зачастую предпочитали не дожидаться «рогатого», а садиться в курсирующие чаще маршрутки. 

Всего в распоряжении МКП «Воронежпассажиртранс» находится 52 троллейбуса. По словам Владимира Бухонова, ежедневно на маршруты в городе выходит от 43 до 45 единиц техники. Кстати, троллейбусы еще довольно «молодые»: большинство машин приобреталось по программе «Возрождение электротранспорта в Воронеже» в 2008-2009 гг., хотя есть в парке и более «возрастные» экземпляры – например, выпуска 2000 г. Однако, основная часть техники постепенно подходит к сроку планового капремонта – его необходимо проводить через 8-10 лет после начала эксплуатации троллейбуса. 

В то же время, воронежцев обслуживает и новая техника, которой, правда, очень немного. В декабре 2015 г. депо к 55-летию получило троллейбус «Оптима». Правда, до последнего времени он простоял в гараже: не были оформлены документы для передачи техники в МКП. На линию новый троллейбус вышел только в конце июня. Но в ближайшее время город может обзавестись и другими новыми машинами.  

- Администрация Воронежа подала заявку на участие в федеральной программе по приобретению новых троллейбусов, однако пока ответа от Москвы нет, - отмечает чиновник. – Мы рассчитывали на закупку 15 машин, однако будет ли наша заявка удовлетворена и в каком объеме, пока неизвестно. 

Однако даже если парк «рогатых» пополнить не удастся, отказываться от работы троллейбусов городские власти не собираются.. 

- При появлении новой техники в парке МКП «Воронежпассажиртранс» планируется поддерживать маршрутную сеть из пяти троллейбусов, - рассказывает замруководителя управления. – Однако будут ли открываться новые маршруты и когда, мы пока не определили. 

Экология VS экономика 


Зато общественники уверены: развивать троллейбусную сеть в столице Черноземья необходимо. Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков убежден, что новые маршруты должны быть логически увязаны друг с другом. 

- Сейчас ничего подобного нет. Действующая сеть – это осколки тех маршрутов, которые работали в советское время, - считает общественник. – Некоторые направления сегодня не эксплуатируются, но их можно возродить: например, ветки, курсировавшие по ВОГРЭСу и на Машмет. 

Впрочем, стоимость подобных преобразований весьма солидна: по подсчетам организации, в докризисные годы на восстановление этих маршрутов требовалось около 20 млн руб., а по сегодняшним меркам эта сумма может увеличиться до 30-35 млн. 

Да и сами общественники признают, что основная проблема, тормозящая развитие троллейбусов – сложная экономика сети: в существующем состоянии «рогатые» не только не могут приносить прибыли, но и едва ли окупают собственную работу. 

- Чтобы эксплуатация троллейбусов была выгодной, из депо ежедневно должно выходить на маршруты как минимум 120 машин, - уверен Юрий Новиков. – А при имеющейся ситуации мы просто «докатываем» резерв той техники, которая есть. Если не закупать новые машины каждый год, к 2020 г. мы останемся со списанными троллейбусами, так что и обслуживать имеющиеся маршруты будет просто нечем. 

Выход из тупиковой ситуации представители организации видят в кардинальном пересмотре маршрутной сети «рогатых» с 2020 г. (до этого времени изменять существующую систему городские власти не должны, чтобы не нарушить подписанных в 2015 г. пятилетних договоров с перевозчиками). По словам Юрия Новикова, согласно имеющейся концепции, по городским улицам будут курсировать 20 троллейбусных маршрутов – 15 основных и пять коротких. 

- Ориентировочную сумму инвестиций мы пока не просчитывали, но затраты, вероятно, могут составить до 500 млн руб., - предполагает представитель организации. – Эти средства необходимы для закупки новой техники, создания инфраструктуры и открытия еще одного депо. 


Прошлое или будущее? 


Впрочем, в скором времени троллейбусам придется конкурировать не только с обычными автобусами, но и с электробусами – машинами, работающими на аккумуляторах и батареях. Так, по мнению председателя комиссии воронежской горДумы по транспорту, промышленности, развитию малого и среднего бизнеса Олега Черкасова, эту гонку «рогатые», вполне возможно, проиграют. Ведь электробусы куда более современны, да и с экономической точки зрения они привлекательнее – не нужно вкладываться в содержание и ремонт кабелей и трансформаторов. 

- Но это, конечно, перспектива даже не ближайших лет: пока даже троллейбусов по нормальной цене нет, - сетует депутат. – Электробусы – очень дорогой транспорт, в кризисное время тратить существенные суммы на их покупку бюджет себе позволить не может. 

Хотя стоимость новых автобусов, работающих на газомоторном топливе – а именно на такую технику в последние годы делают ставку власти Воронежа – вполне сопоставима с ценой электробусов. По словам депутата, если один современный автобус обходится в 8-9 млн руб., то более экологичный электробус стоит от 13 млн. 

Однако даже с учетом прекрасной, но отдаленной перспективы появления электробусов на городских улицах отказываться от эксплуатации троллейбусов Воронежу, по мнению эксперта, пока нельзя – техника еще не выработала свой ресурс. 

- Использовать троллейбусы надо до последнего: зачем ломать то, что есть? А будет ли этот вид транспорта развиваться – посмотрим со временем, - отмечает депутат. – Все будет зависеть от возможностей бюджета. 

А они, как известно, весьма далеки от желаемых… 
ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ