2024-03-28

Если тепленькая не пошла: что делать, когда грубо нарушаются права потребителей услуг ЖКХ?

Жалобы на некачественные услуги ЖКХ лидируют среди всех остальных. Спорить с коммунальщиками и управляющими компаниями сложно, но – не безнадежно.
Жалобы на некачественные услуги ЖКХ лидируют среди всех остальных. Спорить с коммунальщиками и управляющими компаниями сложно, но – не безнадежно. Что делать, если ваши права как потребителя коммунальных услуг нарушаются, читателям «Горкома36» рассказали руководитель общественной организации «Лига потребителей» Александра Тищенко и руководитель Воронежского городского центра «ЖКХ Контроль» Ольга Фролова.

Тищенко.JPG– С какими нарушениями в сфере ЖКХ воронежские потребители чаще всего сталкиваются?

– Часты случаи залития жилых помещений в результате ненадлежащего обслуживания дома, например, из-за ветхости инженерных коммуникаций, кровли, – говорит Александра Тищенко. – Так, в период таяния снега или обильных осадков происходит залитие, преимущественно верхних этажей многоэтажек. Часты случаи прорыва стояков водоснабжения, а также при запуске системы отопления. Во всех этих случаях страдает имущество граждан, отделка квартир, портятся находящиеся в помещении мебель, техника, личные вещи и т. д.

Но мало того, что гражданин и без того пострадал – так после этого он вынужден добиваться от обслуживающей организации, которая и так виновна в причинении убытков, составления соответствующих документов о причинах случившегося залития жилого помещения с указанием пострадавшего имущества. И даже после составления акта и иногда – проведенной независимой экспертизы виновная организация не спешит вернуть деньги, чтобы компенсировать убытки и моральный вред собственнику. И пострадавший продолжает взывать к справедливости управляющей компании уже через суд.

Хочу отметить, суды – при наличии достаточных доказательств – обычно встают на сторону пострадавших собственников, взыскивают как фактические убытки, так и компенсационные выплаты.

Так, в декабре 2016 года из-за прорыва стояка горячей воды по причине его ветхости была залита квартира в Центральном районе. Ветхую часть трубы сотрудники УК заменили на новую пластиковую. Течь устранили, пообещали возместить ущерб, но так и не возместили. Через полгода был подан иск в суд, назначена экспертиза, которая оценила размер ущерба почти в два раза выше, чем предполагал собственник изначально. А взысканный штраф и возмещение морального вреда компенсировали потраченные нервы.

Расскажу еще об одном случае. Одинокая пенсионерка пострадала в результате залития ее квартиры горячей водой в самом начале отопительного сезона. После перекрытия воды и устранения аварии женщине предложили силами управляющей компании сделать ремонт в квартире, и она согласилась. Сроки ремонта затягивались, ремонт длился долго, но оказался еще и очень низкого качества. На претензии с требованием переделать ремонт приходили ответы, что УК выполнила работы отлично, а собственник просто придирается к мелочам. Суд в декабре 2017 года постановил взыскать расходы на повторное проведение работ, моральный вред и штраф с убытками.

– Что делать жильцам, если в дом заходит электричество напряжением меньше или больше 220 В?

– Необходимо требовать от управляющей компании составить акт, который фиксирует факт несоответствия напряжения нормам. Если акт не составлен – обратиться в независимую организацию для составления акта. Более того, если пониженным (или завышенным) напряжением причинен ущерб, его также реально взыскать. Один из моих клиентов выиграл суд у обслуживающей организации. Была взыскана сумма за вышедшую из строя бытовую технику, которая сгорела в результате большого скачка напряжения. Представив доказательства вины обслуживающей организации и подтвердив размер ущерба, собственник получил свои деньги.

– В декабре многие жители Воронежа жаловались на то, что тепло, подаваемое в квартиры, не соответствует норме – люди просто «отап­ливали» улицу. Должны ли теплоснабжающие компании учитывать температуру воздуха на улице и могут ли воронежцы оспорить чрезмерную подачу тепла в дома?

– Если подаваемое тепло не поддерживает в помещениях температуру не ниже +18 (+20 для угловых квартир), то это – нарушение правил оказания коммунальных услуг гражданам, которое должно быть устранено. Более того, за данное нарушение возможно требовать пересчета оплаты за ЖКУ. Требования к качеству коммунальной услуги «отопление», в том числе и нормативная температура воздуха в жилых помещения, изложены в п. 15 Приложение № 1 к Правилам предоставления комуслуг (Постановление 354): «допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 градусов по Цельсию».

– Могут ли за неуплату отключать воду, свет, канализацию, газ?

– Да, это возможно. Предварительно неплательщик будет уведомлен, а также с него могут быть взысканы расходы на мероприятия по отключению от систем снабжения коммунальной услугой. Отключить не могут определенные категории услуг – например, отопление в зимний период или газ, если жилье отапливается автономно.

– Как жильцы могут проверить, не завышает ли УК тарифы на услуги?

– Проверку можно произвести в соответствии с формулами расчета, которые, в частности, содержатся в постановлении правительства № 357. Также тарифы можно сравнить на соответствие с утвержденными тарифами Воронежской области.

Подготовила Наталия ОСАДЧАЯ

ВМЕСТЕ С ТЕМ

В 2017 году воронежцы задолжали за жилищно-коммунальные услуги более 225 млн руб. На эти средства можно было бы, к примеру, отремонтировать почти 30 км ветхих водопроводных сетей и заменить 20 пассажирских лифтов.

182 из 225 млн руб. – это долги жителей перед поставщиками горячей и холодной воды, электроэнергии и отопления. Оставшиеся 43 млн руб. – задолженность перед УК и ТСЖ за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов, отмечают в ЕПСС ЖКХ ВО.

В ТЕМУ

Если не убирают подъезд, не чистят от снега двор…

Фролова.jpgОльга ФРОЛОВА, руководитель Воронежского городского центра «ЖКХ Контроль»:

– Периодичность проведения работ по уборке подъездов, дворовой территории, вывозу мусора должна быть прописана в договоре управления многоквартирным домом. Периодичность и порядок проведения работ для договора управления можно узнать в Приказе Госстроя № 170.

При нарушении сроков уборки в подъездах, дворовой территории, вывоза мусора жителям необходимо по каждому случаю составлять акты невыполнения или некачественного предоставления услуг по указанным видам работ и отправлять письмо в УК с требованием о необходимости выполнения услуг или о прекращении нарушения договора управления.

При повторных случаях я, например, составляю акты и на их основании пишу претензию УК с предупреждением о том, что буду вынуждена обратиться в ГЖИ с требованием проверки выполнения УК лицензионных требований при исполнении договора управления.

Если не помогает, обращаюсь в ГЖИ. Проверено на собственном опыте. Работает. Таким образом я добилась введения в УК ставки уборщицы и дворника и закрепления их конкретно за нашим домом.

Перерыв в поставке коммунальных услуг является основанием для снижения размеров оплаты. Перерывом считается: отсутствие газа в системе дольше четырех часов в течение 30 дней; отсутствие электроэнергии в течение более чем двух часов (если поставщик имеет один источник питания) или дольше суток (если таких источников два); отсутствие отопления при температуре на улице ниже +8 0С (теплоснабжение можно отключать на 16 часов, если температура за окном +12 0С, на 8 часов – при +10 0С и на 4 часа – при +8 0С); остановка холодного водоснабжения более чем на восемь часов в месяц или на четыре часа однократно; остановка горячего водоснабжения на тот же срок.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЁ