2024-11-24

«Элитной может быть лошадь, но не школа»: мысли вслух воронежского педагога накануне Дня знаний

Во все времена школа была не только территорией знаний, но и самым точным зеркалом, в котором отражается общество.

Во все времена школа была не только территорией знаний, но и самым точным зеркалом, в котором отражается общество. Как наши нравы проявляются в школьной жизни наших детей и внуков сегодня? Как менялось это отражение за последние десятилетия? И как сам школьный образовательный процесс может изменить общество? Накануне Дня знаний своими сокровенными мыслями делится директор самой необычной воронежской школы № 102 доктор педагогических наук профессор Алексей Фактор.

Про запреты и разговоры по душам

– Сегодня дети гораздо образованнее, технически более подготовлены и осведомлены, чем в прошлом веке. Тормозить это развитие в условиях стремительно растущего количества информации уже не получится. Любые заградительные меры, на мой взгляд, обречены. Установить фильтры можно, но сегодня даже школьники средних классов способны их легко обходить. Мы просто должны им помочь правильно ориентироваться в информационном изобилии.

– Ребенок в школе – это всегда проекция его семьи. Наша школа расположена в районе, населенном молодыми семьями. Много переселенцев из бывших советских республик. Такие семьи – это показатель ценностей сегодняшнего дня. Люди озабочены зарабатыванием, выплатой кредитов и обеспечением семьи самым насущным. В таком состоянии они не то чтобы упускают ребенка, – но теряют саму возможность прислушаться к нему, к тому, что у него на душе. В лучшем случае спросят про дела в школе и просмотрят электронный дневник. Очень хочется, чтобы мама и папа больше интересовались жизнью своих детей, спрашивали о том, что у них сегодня было интересненького в школе, что их радует, огорчает. Сам очень радуюсь, когда вижу родительские «обнимашки» и поцелуи с детьми. Пусть будет больше родительского внимания и любви!

Про амбиции, образовательные услуги и просвещение

– Я убежден, что в конфликте педагога с ребенком всегда виноват педагог. Если он видит, что назревает конфликт, должен сделать все, чтобы его предотвратить. Но если конфликт уже разгорелся, то надо забыть про свои амбиции и встать на сторону ребенка. И там, на его стороне, ситуацию погасить, а потом привлечь к проблеме профессиональных психологов, медиаторов, которые помогут ребенку. Но учителю, который не может переступить через собственное я, не место в школе, поскольку школа создана для детей, и всё направлено на его гармоничное развитие, а не разрушение.

– Современное понятие «потребительский экстремизм» напрямую связано с понятием «образовательные услуги». И я благодарен нынешнему министру образования Ольге Васильевой за исправленные наконец акценты: мы в школе не услуги оказываем, а занимаемся просвещением.

– Я работаю в системе образования с 1986 года. Пришел сюда в разгар «черненковской» школьной реформы. Это были интересные и необходимые преобразования, но мало кто помнит, что инициировали их в Воронеже. В газете «Правда» была опубликована статья заслуженного учителя РСФСР, директора воронежской 15-й школы Юрия Петровича Болтышева «Три пишем – два в уме» – про вынужденные завышения статистики, про систему отчетности на каждом шагу, которые мешают подлинному образовательному процессу. Сегодня эта статья стала вновь актуальной.

Про территорию возможностей

– С первого дня мы задумывали нашу 102-ю школу как пространство для творческого и успешного развития личности, когда важны не отчетные показатели успеваемости, а желание ребенка просто приходить каждый день в школу. И в результате – выйти из нее позитивно настроенным человеком, открытым, готовым развиваться дальше, но не в угоду социальным трендам, а своим устремлениям и ценностям. Для такого импульса у нас в школе на бесплатной основе работают 60 кружков и 17 спортивных секций. С их помощью дети должны понять, кем и какими они хотят стать в жизни. Это гармоничное развитие личности наш коллектив и положил в основу образовательного процесса. Например, знания по математике помогали бы упорядочивать мышление, а не только поступить на престижный факультет, литература сформировала бы жизненные ценности, а не только познакомила бы со списком фамилий авторов.

– Городская администрация создала нашей школе уникальные условия для организации именно таких возможностей: большие площади, великолепные кабинеты, все необходимое оборудование. Не воспользоваться такими возможностями – преступление. У нас есть все, о чем может мечтать современный учитель: от художественных коллективов и профессионально оснащенных студий и лабораторий до школьного лесничества. В школе работают восемь музеев. В их числе и музеи воронежских писателей: Троепольского, Жигулина, Дегтева. С этого учебного года появится музей археологии Воронежского края. Для нас школьный музей – это не просто образовательная среда, а прежде всего процесс, создающий образовательное событие, которое вовлекает в себя много ребят. Мы очень надеемся, что участвуя в таких событиях, наши школьники станут еще образованнее и добрее.

Про непокоренное место и стихи в мраморе

– Когда весной 2017 года открытие школы только планировалось, а меня назначили директором, здесь еще были строительные котлованы. И мы начали находить в них то саперную лопатку, то солдатскую каску. Я позвал друзей-поисковиков. Они подняли архивы. Выяснилось, что только что отстроенная школа стоит на непокоренном месте, которое немцы так и не взяли. Через нее проходила линия фронта и шли ожесточенные бои. И мы создали музей «На северо-западе Воронежа 1942–1943». Поисковики обнаружили здесь же сдавленный винт от самолета. Я предложил ребятам воссоздать историю и узнать, кто летел на этом самолете и при каких обстоятельствах этот летчик погиб. Они стали работать в архивах и все выяснили. И тогда родилась идея другого исторического расследования – выяснить, сколько вообще наших летчиков погибло в боях за Воронеж. Ребята установили 111 имен. Мы решили открыть мемориал на школьном дворе. Проект рисовали сами ученики. Нас поддержали много самых разных людей и особенно администрация Центрального района, Военно-воздушная академия им. Жуковского, компания «Павловскгранит». На мраморных плитах на школьном дворе мы выбили имена всех погибших в Воронеже летчиков. Девочка из 6-го класса посвятила им свои стихи. У какой еще шестиклассницы в мире стихи увековечены в мраморе? На мой взгляд, это идеальный пример общественно-государственного партнерства.

Про индивидуальную траекторию развития, советские фильмы и поколение 90-х

– Конечно, реформу образования в отдельно взятой школе не проведешь, и все-таки именно здесь мне сейчас удается реализовать многие идеи и мечты, которые я вынашивал всю профессиональную жизнь. Главное – создать систему, при которой ребенок сам захочет проводить в школе как можно больше времени, и предоставить ему комфортное пространство для развития и осознанного выбора. Поэтому мы себя позиционируем как школа индивидуальной траектории развития личности. Дается нам это сложно и дорого, но я убежден, что сегодня это единственно верный путь развития образования.

– Все перемены в нашей школе длятся 20 минут. Мы даем детям возможность отдохнуть между уроками и перенастроить себя: побегать, книжки почитать, полежать на диванах, поиграть в теннис. А когда показываем в актовом зале ребятам фильмы советской классики – никто не выходит из зала, смотрят, сопереживают. Значит, это востребовано. И я не понимаю, почему наши государственные масс-медиа игнорируют такие потребности добра, чистоты, любви, которые заложены в душе каждого ребенка. Отсутствие должного, долгожданного медиаконтента – трагедия общества, и оно даст о себе знать. К большому сожалению, уже выросло поколение молодых людей из 90-х, для которых понятие ценности человеческой жизни и здоровья – пустые слова. Но когда подрастает новое поколение – дети детей 90-х – с не сформированными ценностями жизни каждого, в том числе собственной жизни, я прихожу в ужас! Думаю, что это одна из основных причин серии суицидов, которая появилась в нашей обыденной жизни. Родители этих детей воспитаны на «Бумере», «Бригаде» и «Бандитском Петербурге». Я их называю «поколением большого и среднего пальца». К сожалению, такие «семейные ценности» сейчас передаются дальше и определяют лицо современного общества.

Про самый тяжелый путь

– Я убежден, что школа не может быть элитной. Элитной может быть лошадь или собака. А специализированные школы, на мой взгляд, – ошибка, которая приводит к селекции детей. Мы должны предоставить им равные возможности. И если ребенок сначала пошел в литературный кружок, бросил и выбрал поисковую работу, а потом – секцию карате, ничего страшного в этом нет. Он ищет себя, и если в него верить, то найдет обязательно! Для этой цели в школе живет программа «Осознанный выбор». Ее суть – дать как можно больше возможностей себя «попробовать». Когда мы встречаемся с выпускным классом в первый и последний день учебного года, я ребятам всегда говорю: «Выбирайте в жизни самый тяжелый путь. У вас там будет меньше конкурентов».

– Наша жизнь слишком непредсказуема, но тем и замечательна. Очень люблю свою школу. Поэтому, просыпаясь каждое утро, я с нетерпением собираюсь на работу и стараюсь быть в школе уже в 7 утра. Ведь и меня там ждут новые люди и открытия. Всем учителям накануне Дня знаний я бы пожелал быть преданными профессии и помнить о том, ради чего они пришли в школу. Родителям пожелал бы терпения, терпимости и любви. Детям – здоровья, радости и веры в то, что все у них получится. А себе хочу пожелать, чтобы меня всегда и все понимали: и учителя, и родители, и дети.