Печальная статистика
В круглом столе приняли участие главный автоинспектор Воронежской области, полковник полиции Евгений Шаталов, заместитель министра образования Воронежской области Оксана Кузнецова, представители Центра управления регионом Воронежской области, регионального отделения «Движения первых», авто- и мотошколы и кикшеринговой компании по аренде электросамокатов.
Евгений ШАТАЛОВ привел печальную статистику: за последние 5 лет в Воронежской области произошло почти 6 тыс. ДТП с участием молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. 545 молодых людей погибли и более 7 тыс. получили травмы.
В 2025 году Воронежская область присоединилась ко всероссийской акции «Молодость рулит по правилам». Она будет проходить до октября – с учетом того, что именно летом отмечается всплеск ДТП. В рамках этой кампании в центре внимания автоинспекторов будут несовершеннолетние водители от 14 до 18 лет, которые управляют электросамокатами, мопедами, электровелосипедами и скутерами. Поэтому неудивительно, что они чаще попадают в ДТП.
Евгений Шаталов также рассказал, что в первом квартале 2025 года количество ДТП с участием детей и молодежи до 18 лет по сравнению с 2024 годом выросло на 43%. Среди пострадавших, прежде всего, дети-пассажиры. Виновниками ДТП часто становятся сами родители, которые не соблюдают правила при перевозке ребенка, допускают нарушения скоростного режима. Участились и ДТП, связанные с наездом на детей и подростков.
В преддверии лета госавтоинспекторы прогнозируют рост ДТП с участием детей и подростков, управляющих мопедами, скутерами и электросамокатами. Эти транспортные средства детям, как правило, покупают сами родители. О том, что их ребенок может попасть в аварию и погибнуть, они не задумываются.
В 2024 году автоинспекторы привлекли сотни родителей к административной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (статья 5.35 КоАП РФ) и за передачу права управления несовершеннолетним (статья 12.7 КоАП РФ).
– Но большинство родителей не понимают рисков и угроз, которые влекут за собой мопеды, скутеры, электросамокаты и питбайки. Кстати, ездить на питбайке разрешается только на закрытых спортивных площадках. Выезжать на дорогу на них запрещено, – отметил Евгений Шаталов.
Ограничение скорости
На круглом столе выступил операционный управляющий кикшеринговой компании по аренде электросамокатов Иван Состанов. Он отметил, что компания проводит бесплатные занятия по безопасному вождению на электросамокатах. С 17 апреля компания ограничила скорость движения самокатов до 20 км/час. Также у прокатного оператора существует сервис, который не позволяет взять в аренду электросамокат пользователям до 18 лет. Компания также штрафует взрослых, которые передают электросамокат несовершеннолетним.
Как же все-таки дети и подростки оказываются за рулем электросамокатов? По словам Евгения Шаталова, как правило, это происходит с ведома их родителей. Взрослые регистрируют в системе аккаунт и передают его ребенку. После этого подросток может взять средство индивидуальной мобильности (СИМ) напрокат.
– Либо родители дают ребенку телефон с привязанной к нему банковской картой. Таким образом, ребенок может зарегистрировать аккаунт на родителя и арендовать СИМ, – пояснил Евгений Шаталов.
Избежать этого, по его мнению, могло бы усложнение процедуры аренды электросамокатов. Например, в Москве недостаточно просто зарегистрироваться в системе кикшеринговой компании и оплатить аренду СИМ. Пользователи должны еще и зарегистрироваться на электронном портале Мос.ру – аналоге «Госуслуг». Воронежские госавтоинспекторы предложили региональным властям создать в нашей области аналог такого ресурса. Он позволит усложнить систему регистрации для аренды электросамокатов.
Идентификация нарушителей
На встрече выступил и сотрудник Центра управления регионом (ЦУР) Воронежской области Андрей Шушлебин. Одно из направлений работы ведомства – аналитика сообщений воронежцев в соцсетях по самым разным проблемам. В частности, ЦУР фиксирует множество жалоб горожан на электросамокатчиков, нарушающих ПДД: в марте и апреле таких сообщений было 18 (в 2024 году за аналогичный период их было 16). Воронежцы требуют запретить водителям СИМ перемещаться по тротуарам.
Андрей Шушлебин поинтересовался у Евгения Шаталова: как сотрудники ГАИ контролируют самокатчиков? И есть ли способы идентифицировать нарушителя?
Евгений Шаталов пояснил, что для пользователей СИМ предусмотрена ответственность согласно КоАП. Сейчас автоинспекторы каждую неделю выявляют десятки нарушителей. В их числе – и курьеры сервисов доставки, которые перемещаются на электросамокатах и электровелосипедах. Мощность их технических средств относится к категории М («мопеды»), поэтому их водители должны иметь водительское удостоверение.
Евгений Шаталов также сообщил, что с 2024 года на каждый электросамокат кикшеринговые компании наносят индивидуальную маркировку. На руль устройства, к примеру, наносят крупные цифры, которые заметны на фотографиях и видео. Если фотографии и видео с нарушителями передать в ГАИ, ее сотрудники оперативно их найдут. А отследить того, кто, сбив на электросамокате пешехода, скрылся с места происшествия, стражам порядка помогают камеры системы безопасности «Умный город».
Сообщить о несовершеннолетнем водителе-нарушителе можно по телефону 112 или написав сообщение в чат-бот ГАИ в Telegram Беспределу.нет36.
Напоследок Евгений Шаталов подчеркнул, что снизить количество ДТП с участием электросамокатов возможно только с развитием специальной инфраструктуры – велодорожек. А еще – повышая культуру вождения, которой у пользователей СИМ пока нет.
– Водители СИМ передвигаются по тротуарам, создавая угрозы и риски для пешеходов, либо по проезжей части, нарушая ПДД. Чтобы от этого избавиться, нужна специальная инфраструктура. Например, ну улице Крынина есть велодорожка. Такими велодорожками должны быть обустроены все улицы города, – подытожил Евгений Шаталов.