2024-12-25

Эксперты не нашли в воронежском «Полтиннике» признаков культурного наследия

Областное управление по охране объектов культурного наследия получило рекомендацию от своего общественного совета относительно ДК имени 50-летия Октября. Общественники не рекомендуют управлению включать «Полтинник» в список объектов культурного наследия.

Областное управление по охране объектов культурного наследия получило рекомендацию от своего общественного совета относительно ДК имени 50-летия Октября. Общественники не рекомендуют управлению включать «Полтинник» в список объектов культурного наследия.

В июле этого года Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева продал на аукционе принадлежавший ему Дворец культуры имени 50-летия Октября компании «Аксиома» за 509,4 млн рублей (при начальной цене в 221,5 млн). Эта сделка вызвала немедленный резонанс у части воронежской общественности. Многим «Полтинник» (постройки 1967 года) дорог как память о детстве и юности; кто-то посчитал его образцом актуального на ту пору архитектурного стиля; особенно часто высказывалось мнение, что ДК будет попросту снесен, а на его месте (хорошем со всех точек зрения месте) появится очередной жилой комплекс. В итоге более 5 тыс. подписей собрала петиция с просьбой сохранить «Полтинник».

Со своей стороны, «Аксиома» анонсировала проведение маркетингового исследования на предмет будущего территории, которую сейчас занимает ДК. Владельцы компании на волне резонанса дали понять, что им интересно: возможно ли перепрофилирование данного объекта, оправданна ли будет его реновация. Заодно компания заказала экспертизу здания Дворца, чтобы выявить повреждения и дефекты, пригодность объекта к дальнейшей эксплуатации. К концепции же развития территории в «Аксиоме» собирались приступить по итогам этих двух исследований.

Теперь же, после того, как свое мнение выразили челны общественного совета (ни один из которых не увидел необходимости в охранном статусе «Полтинника»), у «Аксиомы» появился серьезнейший аргумент в пользу того, чтобы развивать эту территорию исключительно по собственному усмотрению.

Член совета, доцент ВГТУ Лариса Кригер выразила «Горкому36» свою личную позицию, которая, если коротко, заключается в том, что ДК имени 50-летия Октября – вполне типовое для своего времени здание. Она же исходит из того, что объектами культурного наследия следует признать сначала более достойные этого здания: к примеру, кинотеатр «Пролетарий» – со всех точек зрения необычный и авторский проект. В том, чтобы принимать под охрану здания, вокруг которых возникает некий резонанс, Лариса Кригер не видит ни логики, ни системы.

О типичности здания «Полтинника» говорит и председатель совета Татьяна Старцева. Она пояснила нам, что, по ее экспертному суждению, ДК не отвечает ни одному из критериев объекта культурного наследия. Сам по себе это типовой для конца 1960-х проект, который был просто «привязан» к месту. Не видит уникальности Татьяна Старцева и в декоративных элементах Дворца – горельефе и мозаике, которые, по ее словам, будучи наполнены стандартными символами, просто тиражируют идейные клише, бывшие в то время в ходу. А поскольку ДК строился в характерной для той эпохи спешке, что называется, «к дате», то Татьяна Старцева не исключает, что это отразилось и на качестве исполнения.

Опасения, что на месте «Полтинника» будет построен жилкомплекс, Татьяна Старцева комментирует так: функциональная зона этого земельного участка не подразумевает строительства здесь жилья, а любые изменения должны пройти через процедуру публичных слушаний, на которых жители вполне могут выразить свое несогласие на этот счет.

По словам Татьяна Старцевой, за две недели до того, как совет собирался по поводу «Полтинника», всем его членам были направлены результаты исследования здания, проведенного специалистами по охране памятников. У каждого из членов совета было время, чтобы ознакомиться с ними, подумать и сформировать свою позицию. Никто, заверила она, совету свою волю не навязывал. Просто свою позицию совет выразил не на основе эмоций, а руководствуясь профессиональными представлениями.