2024-11-24

Экономика платных парковок: мэрия Воронежа рассказала о финансовых схемах проекта

Администрация Воронежа на своем сайте выступила с разъяснениями о финансовых взаимоотношениях муниципалитета и концессионера в рамках реализации проекта платных парковок.


Администрация Воронежа на своем сайте выступила с разъяснениями о финансовых взаимоотношениях муниципалитета и концессионера в рамках реализации проекта платных парковок.

Доход или прибыль?

Вопрос не самый популярный у граждан, обращающихся в мэрию по итогам первых трех недель практической реализации проекта, но – принципиальный. Как собираются и на что пойдут средства от эксплуатации муниципальных парковок, а также – в чью пользу немаленькие штрафы за нарушение правил? В ходе самостоятельного анализа «экономики паркинга» некоторые граждане делают не совсем правильные выводы.

«В рамках концессионного соглашения в бюджет городского округа город Воронеж на первом этапе реализации проекта платных парковок – до момента возврата инвестиционных вложений концессионера (ООО «Городские парковки») – направляется 25 процентов от общего дохода (выручки) концессионера, а не 25 процентов от прибыли, как ошибочно считают отдельные эксперты»,  утверждает пояснительная записка.

В чью пользу сборы?

На самом деле базовые цифры просты и понятны. На первом этапе  75% от оборота концессионер направляет на возврат инвестиционных вложений (115 миллионов рублей  уже вложены в проект, и  бизнесу, грубо говоря, их надо «отбить» ) и погашение текущих расходов – содержание помещений, оплата коммунальных услуг, техподдержка серверов, оплата труда персонала, расходы на содержание, эксплуатацию, ремонт и замену транспортных средств и оборудования.  Сколько бы расходов ни закладывал  бизнесмен в свой план, их наверняка будет больше. Еще не заработав ни копейки, «Городские парковки» были поставлены перед необходимостью заменять  сломанные вандалами металлические дорожные и информационные знаки  а сколько еще таких форс-мажоров  предстоит?

До прибылей пока далеко, но система, по большому счету,  уже показала свою эффективность: в центре Воронежа теперь всегда есть где припарковаться, снизился автотрафик и, соответственно, уменьшились пробки, уровень загазованности и т. п.

Что это даст бюджету?

Итак, инвестиции окупились, что дальше? Концессионное соглашение и основанный на нем  бизнес-план проекта предусматривают рост доли поступлений в горбюджет после возврата инвестиционных вложений. С этого момента концессионер будет перечислять в бюджет города уже 40 процентов от общего дохода, а также долю выручки, превышающую 33,3 процента от максимально возможного объема оплаты жителей города за пользование парковочными местами.

Таким образом, при полноценной загрузке платных парковочных мест суммы, направляемые в бюджет, превысят доход концессионера, а все затраты,  риски  и, не забудем, социальные нагрузки останутся  на бизнесе.

И риски для исполнителя достаточно  велики: только по итогам первых двух дней  работы зафиксировано  1053 случая неоплаты услуги. При этом средства, взысканные  в качестве штрафа с автовладельцев-нарушителей, пойдут  исключительно в бюджет города. 

Предприниматели  вряд ли сумеют  ежедневно  судиться с сотнями нарушителей  из-за сотни рублей. Это жесткий, реальный риск, на который пойдет не каждый инвестор. Также неизбежны дополнительные затраты оператора в зимний период  за свой счет придется очищать площадки от снега и наледи.

Что будет с окончанием проекта?

Концессионное соглашение рассчитано на 10 лет, потом отлаженный бизнес  станет муниципальной собственностью.  Сможет ли сам муниципалитет к тому времени обеспечить его эффективное функционирование? Время покажет.  Во всяком случае это будет актив, владеть которым городу выгодно. Тем более что после передачи имущественного комплекса администрации концессионер несет ответственность за то, чтобы оборудование было пригодным еще в течение двух лет.

На что пойдут деньги?

Все средства, поступающие в бюджет, будут направлены на решение городских проблем, в первую очередь в сфере организации обслуживания населения общественным транспортом.

Не обманет ли инвестор?

Администрация Воронежа уже проводит и будет постоянно проводить  аудит финансового состояния концессионера, чтобы не допустить возможности затягивания сроков роста поступлений в бюджет. Четкий и постоянный контроль не позволить завышать расходы,  и соглашение подразумевает максимальную открытость всех финансовых движений.

А почему бы изначально не реализовать проект силами муниципалитета?

Этот вопрос – самый популярный из «экономического блока», и он, что называется, с подковыркой: вопрошающие явно подозревают мэрию в сомнительной протекции бизнеса.

Да, мэрия, без сомнения, могла бы реализовать самостоятельно проект. Но все расходы по инвестированию и расширению штата, все потенциальные риски тогда бы легли, так или иначе, на городской бюджет.  Опыт предпринимателей, у которых за плечами десяток подобных проектов в разных регионах, поможет этих рисков избежать. Муниципалам же пришлось бы  изобретать велосипед, что всегда дороже готового  продукта. В этом смысл  самого эффективного  на сегодняшний день организационного решения  муниципально-частного партнерства.

Редакции «Горкома36» остается только добавить: если бы  мэрия создала  под этот проект новый отдел,  новое муниципальное предприятие,  в тех же самых  соцсетях обязательно возникли бы рассуждения на тему «раздувание штатов», "новая кормушка для чиновников" и т. д.  Если проект не лежит в плоскости откровенного популизма, у него никогда не будет 100% сторонников.